The future is outside

В прошлом номере мы познакомились с интереснейшим автомобилем компании BMW - купе 8-й серии, выпущенной в количестве чуть более 36000 штук. В этом же выпуске познакомимся с еще одним произведением BMW, но тираж этого автомобиля составил всего 8000 единиц.

Герой вкладыша Турбо № 123 - родстер

BMW Z1 (E30)



В истории компании BMW автомобили в кузове родстер занимают, по праву особое место, ведь такие модели как довоенные 328, великолепные 507 50-х годов 20 века и его реинкарнация в модели Z8, появившейся на стыке столетий и являющейся топовой моделью линейки Z, стали настоящими произведениями искусства.
Свое же начало серия Z начинает с модели Z1.

Первый ходовой прототип увидел свет в 1986 году. Концепт нового родстера был показан на Франкфуртском автосалоне 1987 года. Старт продаж был запланирован на 1988 год, но фактически покупатели смогли приобрести их в 1989-м.




Разработка же новой модели началась в 1985 году в отделе "автомобилей будушего" BMW Technik Gmbh, в состав которого вошло шестьдесят инженеров и дизайнеров под руководством Ульриха Безе. В середине 80-х Z1 действительно выглядел как пришелец из будущего, а некоторые технологии, примененные в нем, использовались впервые и были запатентованы.
Даже буква Z в названии происходит от слова „Zukunft”, что означает „Будущее”.

Дизайн автомобиля разработан голландским дизайнером  Harma Lagaay, которому удалось создать стремительный аэродинамичный кузов с динным капотом, наклоненным на 62 градуса лобовым стеклом и коротким багажником. Главной особенностью внешности автомобиля стали его двери. Они не были обычными, либо открывающимися вверх или съезжающими в сторону, они убирались вниз в высокий порог. Открытие и закрытие дверей могло осуществляться как механически, после нажатия кнопки, а также и вручную, но для этого требовались определенные усилия, особенно при открывании. Двери могли открываться и во время движения. При этом стекла в них опускались вместе с дверью, а при подъёме - возвращались в свое прежнее положение. В поднятом состоянии двери стекла могли регулироваться по отдельности независимо от двери.



Сложный механизм требовал длительной и точной отладки, в процессе эксплуатации пластиковая обшивка двери нередко затиралась краем порога и краска на ней царапалась.

Второй оригинальной особенностью стали пластиковые внешние панели кузова. Мало того, они были съёмными и в качестве маркетинговой приманки, покупателям предлагалась возможность приобрести комплект панелей другого цвета, которые можно было самостоятельно заменить за 40 минут. В реальности же на это мог уйти целый день.

Тому, кто приобрел еще один комплект панелей, наверное повезло. В процессе эксплуатации автомобилей, которые живы и по сей день, выяснилось что под влиянием окружающей среды пластик становится хрупким, особенно в местах крепления к кузову, и трескается. Это относилось и к автомобилям с малым пробегом и бережными условиями хранения и эксплуатации. Вдобавок автомобиль был достаточно дорогим - его цена иногда превышала цену представительских моделей 7-й серии, так что вторым комплектом панелей вряд ли кто-либо обзавелся.



























Третья инновация - ксеноновые фары, сделанные специально для этого автомобиля.

Z1 все таки являлся машиной выходного дня. Ежедневная эксплуатация была несколько не удобной. Матерчатый съемный верх необходимо было устанавливать вручную. Салон автомобиля был тесен и посадка в него требовала некоторой сноровки.
Благодаря расположению агрегатов, не было возможности установить кондиционер.

В 43-м:
BMW Z1 blue diecast model car Schabak 1/43
фото: www.ebay.com





Технически автомобиль являлся моделью 325i (Е30) - двигатель, трансмиссия и передняя подвеска взаимозаменяемы. Задняя подвеска была создана с нуля непосредственно для этой модели.
Компоновка автомобиля обеспечивала идеальную развесовку, что давало отличную управляемость и предоставляло удовольствие от вождения автомобиля. Двигатель объёмом 2,5 литра, 6-ти цилиндровый рядный, мощностью 170 л.с. в сочетании с 5-ти ступенчатой коробкой передач, разгоняли автомобиль весом 1250 кг до 100 км/ч за 7,9с, с максимальной скоростью до 225 км/ч.

В 18-м:
Minichamps BMW Z1 1988 red scale 1:18 Limited Edition 999 pcs.
Фото: www.modelissimo.shop








За безопасность отвечала жесткая конструкция кузова, построенного вокруг монокока из оцинкованной стали. Абсолютно ровный пол из двух слоев эпоксидной смолы, армированной стекловолокном, между которыми находится пенополиуретан. Кузов выполнен из термопластичного материала, имеющего разные свойства в зависимости от места применения. Для формирования крыльев, панелей дверей и защитных порогов послужил жесткий материал, почти полностью исключающий риск возникновения вмятин. В свою очередь, в бамперах используется гибкий материал, который может восстанавливать свою первоначальную форму после удара о препятствие со скоростью не выше 4 км/ч. А капот, крышка багажника и крышка, под которой находится сложенная крыша выполнены из пластика, армированного стекловолокном, эффективно поглощающего энергию в случае аварии. Все элементы внешней обшивки устанавливается и легко демонтируется. Панели кузова окрашены специальным, эластичным лаком, разработанным исключительно для Z1. Автомобиль предлагали в шести цветах. Чаще всего клиенты выбирали красный, второе место занимал черный, а третье - зеленый. Безусловно, не менее популярными были светло-зеленый, темно-синий и желтый.



Вскоре первоначально вспыхнувший интерес к модели прошел. В 1991 году компания BMW приняла решение о прекращении выпуска Z1, произведя за все время 8000 автомобилей, причем собирались они преимущественно вручную. 6443 машины был продано в Германии, на втором месте по количеству поставленных "зеток" находится Италия — 445 авто.

Art Car, разработанный Пенком, 
задумывался исключительно как выставка 
и никогда не ездил на дороге или в гонках.









В 24-м:
Minichamps-PMA - scale 1/24 - BMW Z1 Art Car by A. R. Penk, 1991
фото: auction.catawiki.com












В 1991 году был показан концепт купе Z1, но он получился таким неординарным, что о серийном производстве говорить было вообще бессмысленно. Концепт получил полный привод, который потом использовали на X5, задняя части напоминала Z3 coupe, а передок олицетворял модели BMW конца 90-х, в особенности 7-серию. Использованные идеи дали рождение многим моделям и поэтому этот концепт не был напрасным, он просто рано появился....









А теперь, если предположить - что вдохновило художников Союзмультфильма ?





При подготовке статьи использованы материалы: newssvet.000webhostapp.com, 
Roma-Urraco с drive2.ru и autopedia.fandom.com.
Фотографии автомобилей: vk.com/carindetails, www.autowp.ru

Комментарии