№150 Lamborghini LM002

Все должно иметь свои корни и истоки. В том числе и психические расстройства. К одному из таких можно смело приписать помешательство на внедорожниках люкс класса. Такой популярный сегмент освоили Porsche, Maserati, Lamborghini, а теперь еще и Ferrari хочет осчастливить своих поклонников подобной тачилой. Вроде бы ни чего странного но - все перечисленные компании никогда не выпускали огромных внедорожников. Мало того, считали надругательством над своими поклонниками появление таких машин в своей линейке (наверное поэтому Ferrari до сих пор затягивает с этим). У Lamborghini такое было не всегда...
Появление модели LM002 стало вынужденной мерой во имя спасения компании.
Вкладыш Турбо номер 150 знакомит нас с этим автомобилем.

Lamborghini LM002

В богатой на события и яркие модели истории Lamborghini нет, пожалуй, другого автомобиля вызывавшего столько суждений и споров как внедорожник LM002. Получивший многозначительное прозвище Rambo-Lambo (то есть в буквальном смысле «Ламборгини» для Рэмбо) этот могучий во всех смыслах автомобиль отнюдь не случайно напоминает армейский вездеход. Ведь изначально Lamborghini LM002 создавался с прицелом на крупный контракт американского военного ведомства. Потому и его история не только занимательная, но и довольно скандальная.

Дело в том, что разработку многофункционального внедорожного автомобиля, который должен был сменить на службе армии США устаревшую модель М151 MUTT — дальнего родственника Willys MB времен Второй мировой, предложили на конкурсной основе сразу нескольким подрядчикам. Среди них оказалась и американская компания Mobility Technology International (MTI), которая обратилась за инженерно-технической помощью к Lamborghini. Созданный в середине 70-х совместными американо-итальянскими усилиями прототип получил имя Lamborghini Cheetah («Гепард»).





Конструктивно автомобиль представлял собой пространственную раму с кузовными панелями из алюминия и стеклопластика. Двигатель — 5,7-литровая бензиновая «восьмерка» фирмы Chrysler мощностью порядка 190 л.с. — располагался в задней части машины. Автомобиль был основательно подготовлен к военной службе: двигатель, защищенный от попадания воды, колеса не боящиеся проколов, специальные теплоотводы от радиатора, скрывавшие машину в инфракрасном спектре наблюдения.

В 18-м:
1/18 LAMBORGHINI CHEETAH (KHAKI) by Kyosho
Фото: www.hlj.com










Однако представленная на Женевском автошоу 1977 года Lamborghini Cheetah не только вызвала шок у публики, но и стала поводом для судебного иска от американской компании FMC, утверждавшей, что «Гепард» — это копия ее собственной разработки под кодовым именем XR311.







Учитывая, что некоторые сотрудники MTI до этого работали в FMC, в этих обвинениях было больше правды, нежели вымысла. В итоге проект закрыли, а единственный построенный прототип Lamborghini Cheetah продали на сторону.

Однако, несмотря на неудачу с контрактом для американской армии (тот самый тендер в итоге выиграл автомобиль, который все мы сегодня знаем просто как Hummer), итальянцы продолжили самостоятельную работу над проектом, на этот раз планируя предложить вездеход военным ведомствам Ближнего Востока. Новая машина, получившая имя Lamborghini LM001 (некоторые источники утверждают, что буквы LM обозначают Lamborghini Militaria, то есть “Ламборгини Военная”), во многом походила на «Гепарда». Ключевым отличием стала замена мотора Chrysler на V8 от компании American Motors Corporation. В 1981 году вновь на салоне в Женеве новый вездеход представили под именем Lamborghini LM001.






В 43-м:
Lamborghini LM001 1st proto 1:43 YOW MODELLINI scale model kit
Фото: YOW MODELLINI



YOW Modellini K076 LAMBORGHINI LM001
Фото: YOW MODELLINI



Однако вскоре от заднемоторной схемы отказались совсем – такая компоновка при высоком дорожном просвете плохо сказывалась на управляемости и стабильности автомобиля. В итоге двигатель перенесли вперёд, а главное американский V8 сменили на V12 от суперкара Lamborghini Countach! Премьеру нового LMA002 (A — от итальянского Antiore, указывает на расположение двигателя спереди) опять сыграли в Женеве теперь уже весной 1982-го.

12-цилиндровый, 5,2-литровый бензиновый двигатель с двойными распредвалами в головках цилиндров, 48 клапанами и шестью двухкамерными карбюраторами Weber развивал 426 л.с., что даже при наличии полного привода и снаряженной массе не многим ниже трех тонн обеспечивало разгон до 100 км/ч всего за восемь секунд. Для своего времени это было невероятно круто.





Машина получила независимую подвеску всех колес и вентилируемые дисковые тормоза спереди и сзади. Несмотря на отличную динамику и хорошую проходимость военные не оценили LM002 – потенциальные проблемы с настройкой шести карбюраторов в полевых условиях и сама конструкция шасси с пространственной рамой по определению осложняющая установку кузовов разного типа, говорили против принятия Lamborghini Militaria на армейскую службу. Зато машиной заинтересовались состоятельные клиенты: нефтяные шейхи, кинозвезды и спортсмены, то есть категория покупателей, которую в Lamborghini изначально даже не рассматривали.

Так концепция LM002 сформировалась окончательно. Когда в 1986-м на выставке в Турине дебютировала серийная версия сверхмощного внедорожника, она в отличии от аскетичной машины 1982 года отличалась электроприводом кожаных кресел, кондиционером, дорогим музыкальным центром Alpine с управлением на потолочной консоли. Впрочем, почти все LM002 изготовляли по индивидуальным заказам, поэтому уровень оснащения ограничивался только фантазией покупателя.



















Уникальный, ни на что непохожий Rambo Lambo быстро набрал популярность среди звезд бизнеса и шоу-бизнеса. Среди владельцев автомобиля значатся имена короля Марокко Хасана (ему достался автомобиль с порядковым номером 1), миллиардера Малькольма Форбса, музыкантов Тины Тернер, Эдди ван Халена, боксера Майка Тайсона, актера Николаса Кейджа и многих других селебрити всемирного масштаба. Как утверждается, была такая машина и в гараже Сильвестра Сталлоне, благодаря которому LM002 и получил свое звонкое прозвище.

В 43-м:
Mimichamps Lamborghini LM002
Фото: scalecar.ru













Фото: www.automodels.com.ua










Высокая цена и огромный расход топлива – 30 литров на 100 км это даже не предел! – вполне естественно сказались на популярности модели, общий тираж которой в период с 1986 по 1992-й составил весьма скромные 328 экземпляров. В любом случае, как и многие легендарные автомобили прошлого LM002 окружают многочисленные мифы и легенды, подчас не имеющие ничего общего с реальностью. Так многие утверждают, что первые полсотни экземпляров автомобиля со специально установленными пулеметными турелями были куплены для личной гвардии ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Однако, заводские документы не подтверждают факта производства ни одного LM002 в военной спецификации. Опровергает эту легенду и директор фирменного музея Lamborghini в Санта-Агата Болоньезе.














В 18-м:
Lamborghini LM 002 1/18 by Kyosho
Фото: www.lambodiecast.com






















Другая популярная история, которую охотно цитируют даже весьма уважаемые и авторитетные источники – установка на LM002 7-литровых 12-цилиндровых двигателей Lamborghini, которыми обычно оснащались мощные океанские катера. Это тоже неправда, вернее — не совсем правда. Один экземпляр итальянского внедорожника с мотором от катера действительно был построен. Однако, машина получившая индекс LM004 оказалась крайне неудачным экспериментом – параметры управляемости оказались ниже всякой критики и дальше одного экземпляра дело не пошло.






Впрочем, не все слухи об уникальных версиях внедорожного Lamborghini это неправда. Скажем, действительно существовала машина по распоряжению заказчика из Ближнего Востоко специально оборудованная для соколиной охоты. В автомобиле было только два места, для хозяина и его водителя. Место хозяина (пассажира) было оборудовано подъемным механизмом, как видно на фото. Очевидно это было сделано чтобы наблюдать за охотящимися соколами было удобнее.



В 43-м:
Lamborghini LM002 Saudi Arabia TMTmodels
Фото: tmtmodels.com









Но самой удивительной версией LM002 по праву считается универсал, построенный туринским кузовным ателье Сальваторе Диоманте, по спецзаказу, как утверждают некоторые источники, самого султана Брунея! Машина получила полностью закрытый семиместный кузов нашпигованный электроприводами, кожаной отделкой и деревянным шпоном. В оригинале LM002 с кузовом универсал был окрашен в наиболее практичный для ближневосточного региона белый цвет, но в дальнейшем машину перекрашивали сначала в зеленый, а затем в серебристый.










В 43-м:
Lamborghini LM002 Estate TMTmodels
Фото: ru.tmtmodels.com






Впрочем, еще более необычной, нежели внедорожный универсал Lamborghini представляется раллийная версия LM002. Несмотря на то, что в молодые годы Ферручио Ламборгини сам выходил на старт различных гонок, включая знаменитую «Милье Милья», впоследствии он вовсе не стремился доказать превосходство автомобилей своей фирмы на гоночных трассах. Зато семейство швейцарских бизнесменов Мимран, к которым в начале 80-х перешел контроль над Automobili Lamborghini, решило, что автоспорту надо дать шанс. По-крайней мере, когда известный французский пилот Анри Пескароло, между прочим, четырехкратный победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане, озвучил идею подготовки раллийной версии LM002 его поняли и поддержали в высшем руководстве компании.









Проект Lamborghini LM002 Rally создавался, прежде всего, для участия в ралли-рейде «Париж-Дакар». Машина получила форсированный до 600 л.с. бензиновый V12 с дополнительными воздушными фильтрами для защиты от мелких песчаных частиц, невероятных размеров топливный бак, объем которого достигал 600 литров, усиленную подвеску, каркас безопасности. Кроме того, благодаря экстремальной программе похудания, тяжеловесному внедорожнику удалось сбросить лишний вес. В процессе подготовки автомобиля Анри Пескароло, собиравшийся сам сесть за руль раллийного Lambo Rambo, из-за финансовых разногласий покинул проект, но работы не остановились. Теперь LM002 Rally планировали поручить заботам легендарного Сандро Мунари, трижды выигрывавшего чемпионат мира по ралли с не менее легендарной Lancia Stratos.

Уникальный гоночный Lamborghini был заявлен для участия в «Ралли Фараонов» 1987 года, но на старт Сандро Мунари так и не вышел.


Из-за трагической гибели одного из главных спонсоров проекта, буквально накануне гонки разбившегося на катере, команда в знак скорби решила повременить с дебютом. Боевое крещение раллийного LM002 состоялось на спринтерском ралли-рейде в Греции в 1988-м. Сандро Мунари уверенно шел на третьем месте в абсолюте, пока не вынужден был сойти из-за технических неполадок. К сожалению, дебют автомобиля оказался и его лебединой песней. Новым хозяином Lamborghini как раз в это время становится американская Chrysler Corporation, боссы которой как оказалось совершенно не заинтересованы в продолжении гоночной программы. В результате на старт «Дакара» LM002 Rally заводской подготовки на старт так и не вышел.

Но что не получилось у головного предприятия, оказалось по силам частникам. В 1988 году швейцарская команда World LM Racing заявила к участию в ралли-рейде «Париж-Дакар» практически стоковую версию внедорожника,


а восемь лет спустя еще один африканский шанс для LM002 подарил итальянец Андреа Баренги, вышедший на старт марафона «Париж-Гранада-Дакар» на основательно подготовленном Rambo Lambo.



Увы, ни в том, ни в другом случае автомобиль не сумел добраться до финиша.

В 18-м:
Lamborghini LM 002 1/18 by CMF
Фото:  LAMBOdiecast





















А вот на киноэкранах уникальный Lamborghini появлялся редко, что учитывая тираж лишь чуть больше трех сотен машин кажется вполне логичным. Вспоминаются лишь эпизодические роли LM002 в черной комедии “Смерть ей к лицу”, популярном сериале “Полиция Майами” и драме “Игрушки”. Но если Голливуд по большому счету проигнорировал харизму и фактурность внедорожного Lamborghini, то деятели отечественного кинематографа снимали LM002 гораздо охотнее. Ведь в России по некоторым оценкам находится чуть ли не десятая часть всех выпущенных LM002.



Впервые Lambo Rambo появился на отечественных экранах в боевике “Крестоносец”. Кстати, это был первый LM002 ввезенный в нашу страну. Машина принадлежала каскадеру и продюсеру Александру Иншакову и снималась не только в “Крестоносце”, но и в знаменитой “Бригаде”.




А вот в продолжении популярного сериала “Бригада.Наследник” засветился уже другой LM002. Утверждается, что автомобиль был подарен съемочной группе предпринимателем и меценатом Умаром Джабраиловым.

Этот Lamborghini относился к позднему периоду выпуска и оснащался уже не карбюраторным, а впрысковым мотором (внешне такую машину можно отличить по менее массивной, нежели у карбюраторной версии, горбинке капота). Помимо прочего именно экземпляр c порядковым номером 298 находился в великолепном техническом состоянии и потому вдвойне обидно, что согласно сценарию машина должна была быть уничтожена.




Кстати, трагическую для машины сцену снимали с демонтированным двигателем, коробкой передач и раздаткой — на кадрах из фильма хорошо видно, что со скалы LM002 падает с пустым капотом. От края обрыва, где машину взрывали, до воды было более 300 метров и тяжелый внедорожник рисковал банально не долететь до самого низа. А ведь второго дубля у съемочной группы не было…


Но самое удивительное другое. После взрыва и полета со скалы пространственная рама автомобиля сохранила структурную прочность! Вот это действительно показатель невероятной жесткости конструкции.


Еще более драматична, а правильнее сказать трагична, судьба другого LM002, который в свое время принадлежал одному из сыновей президента Ирака Саддама Хусейна – Удею Хуссейну. 18 июля 2004 года американские военные, захватившие этот экземпляр светло-голубого цвета, использовали автомобиль для испытания последствий, который начиненный взрывчаткой автомобиль может нанести находящимся поблизости объектам инфраструктуры. Проще говоря, редчайший Lamborghini взлетел на воздух ради исследований весьма расплывчатого толка. Увы, некоторые автомобили просто рождены под несчастливой звездой…









После окончания выпуска LM002 индонезийские владельцы компании Lamborghini попытались возобновить выпуск люкс внедорожников. Это было сделано в основном для того, чтобы составить конкуренцию Range Rover. Дизайнерским ателье Zagato создан макет будущего внедорожника с довольно эпатажной внешностью.







По проекту новый автомобиль, получивший имя LM003/Borneo или Galileo (в зависимости от того, на каком рынке он предлагался) должен был использовать базу и двигатель предшественника. После исследования рынка, оказалось, что модель не представляет ожидаемого интереса среди покупателей. Проект так и остался в стадии эскизов и макета и никогда не был построен.

В 43-м:
Lamborghini lm003 by zagato kit YowModelini
Фото: YowModelini


Другим проектом стал LM005, который появился перед выходом кроссовера Urus. в 2006 году появились скетчи предполагаемого возвращения внедорожников Lamborghini, модели Lamborghini LM005 Lagartijo. Автором был художник Андреа Розати, но дальше иллюстраций дело не сдвинулось.


Фотографии автомобилей:
www.autowp.ru, vk.com/carindetail, www.drive2.ru/yuraniem, www.drive2.ru/TrunkMonkeys, www.drive2.ru/Xander1, carstiling.ru
При подготовке использованы текстовые материалы
www.drive2.ru/TrunkMonkeys, www.drive2.ru/yuraniem, www.drive2.ru/Xander1

Комментарии