№153 Lotus Elan

Следующим в "алфавитной линейке" от издателей вкладышей Turbo на вкладыше номер 153 красуется

Lotus Elan M100


Разработка этого родстера стоила «Лотусу» дороже любой модели, выпущенной за всю историю фирмы. При этом Elan M100 изначально был обречён на провал. Ведь он являл собой образчик «неправильного» спорткара Lotus. Он совсем маленький, длиной всего 3,8 м. А ещё лёгкий. Настолько лёгкий, что основателю компании Lotus Колину Чапмэну точно понравился бы. Масса миниатюрного Elan M100 составляет всего каких-то 1075 кг. Но на этом, по мнению большинства поклонников марки Lotus, достоинства автомобиля заканчиваются. А некоторые особенно рьяные фанаты британского производителя спорткаров из Хэтеля и вовсе считают Elan M100 недостойным знаменитой эмблемы вписанного в жёлтый круг треугольника традиционного цвета британских гоночных машин British Racing Green с названием марки LOTUS и буквами A C B C – инициалами основателя компании Anthony Colin Bruce Chapman (Энтони Колин Брюс Чапмэн).

Первым серийным автомобилем компании стал гоночный Lotus 6, проданный в количестве 100 экземпляров.


Однако, для дальнейшей работы в этой сфере Lotus понадобился дополнительный доход, что стало причиной выпуска первого дорожного автомобиля Lotus Elite в 1958 году со стеклопластиковым кузовом. Машина эта, хоть и была достаточно быстрой и маневренной, считалась крайне ненадежной. К тому же, её можно было приобрести в виде кит-кара, сэкономив много денег, что сделало производство Elite занятием убыточным.


Для замены причинявшей беспокойство модели Elite компания Lotus решила разработать совершенно иной спортивный автомобиль. Новая машина Elan получила отдельную раму и двигатель собственной конструкции. Главной особенностью машины стала отдельная простая рама из стали: ее несложно разработать, просто изготовить, обслуживать и ремонтировать. Компания предпочла хребтовую раму, на переднем конце которой монтировались двигатель и коробка передач, а главная передача и задняя подвеска устанавливались на заднем ее конце. Такая схема позволяла разместить сиденья ниже обычного, поскольку основной несущий элемент рамы проходил вдоль оси симметрии автомобиля.










Стойки задней подвески (вариант передних стоек МакФерсона) пришлось крепить к высоким кронштейнам рамы, которые казались слабыми, но на самом деле не причинили беспокойства. Другой особенностью стали резиновые шарниры в карданной передаче, из-за которых машина как бы подпрыгивала при резком увеличении оборотов двигателя.

В 43-м:
EBBRO 44163 LOTUS ELAN S1 TYPE 26 (GREEN) 1/43 SCALE
Фото:www.plazajapan.com




Настоящим конструкторским прорывом стал новый двигатель Lotus, разработанный бывшим сотрудником Coventry Climax Гарри Манди . Основу этого мотора составил пятиопорный картер двигателя Ford Cortina. Алюминиевая головка блока с двумя распредвалами имела полусферические камеры сгорания и по два клапана на цилиндр. Этот мотор стал для компании основным на ближайшие 10 лет, а также использовался на трех моделях Ford — Lotus Cortina Mk 1, Lotus Cortina Mk 2 и Escort Twin-Cam.





С самого начала Elan, продаваемый и как сборочный комплект, и как готовый автомобиль, добился большого успеха. Эта небольшая, легкая, скоростная и экономичная модель сочетала в себе прекрасную управляемость, отличную курсовую устойчивость и плавный ход.

Несмотря на постепенную модернизацию и улучшение качества, автомобиль изначально прославился невысокой надежностью, главным образом электрических систем и приборов, а также регулярными отказами механизма подъема фар.

Варианты Lotus Elan
Lotus Elan S2


Выпускаемый в 1964-65 гг., вариант "S2" отличался от "S1" улучшенными передними тормозами, полностью отделанной деревом передней панелью и заказными колесами с центральным креплением.

Lotus Elan S3

В 18-м:
Lotus Elan Coupe S/E S3, yellow, Autoart
Фото: v@dim, scalebay.ru











Выпускаемый в 1965-68 гг., вариант "S3" имел исполнение с кузовом купе с жестким верхом, заказной двигатель мощностью 115 л.с. (SE) и рамки для стекол дверей открытой спортивной модели.

Lotus Elan +2















В 43-м:
Lotus Elan +2 black/silver, Scale 1:43 (1/43) Oxford Diecast / Art.no. LE004
Фото: www.mdk-miniatures.com




Lotus Elan S4













Выпускаемый в 1968-71 гг., вариант имел стилистические отличия, включая колесные арки с отбортовкой, выступ на капоте и измененную в деталях переднюю панель.

Lotus Elan Sprint






















Изготавливался в 1971-73 гг. с двигателем мощностью 126 л.с. и усиленной трансмиссией. Максимальная скорость, тем не менее, составляла всего лишь 190 км/ч.

В 43-м:
Lotus Elan S4 Sprint Convertible 1971 143 Spark
Фото: денис, www.avito.ru





Lotus Elan Sprint Fixed Head 


















Автомобиль очень полюбился автолюбителям за свою лёгкость простоту и немалую скорость для тех лет.
Elan разгонялся до ста километров в час за 7 cекунд, что и по современным меркам более чем неплохо.
Его кузов из стекловолокна не был подвержен гниению поэтому до наших дней дожило немало этих автомобилей.
Выпускался элан долгие 11 лет с 1962 по1973 год.
На сегодняшний день цена за отреставрированный авто 60ых годов может достигать 80-100 тысяч фунтов.

В 1990 году модель с названием Elan вновь появилась в модельном ряду британской марки. 

Lotus Elan Proposal (M100) '1986 дизайн Italdesign


Модель получила дополнительный индекс М100 в названии. Фанатам марки новый автомобиль пришелся не по вкусу. Однако необходимо понимать, что начало вымуска модели М100 приходится на период пребывания компании Лотус в собственности концерна General Motors, которая как и любой автогигант современности стремилась к удешевлению производства своей продукции. Зачастую это достигалось путем унификации агрегатов, создания многофункциональных платформ. 

Lotus Elan Proposal (M100) '1986


Elan M100 получил переднемоторную компоновку (со 164-сильной модифицированной рядной «турбочетвёркой» 1.6 (4XE1) от компактного хэтчбека Isuzu Gemini) и передний привод. Ярчайший пример масс-маркет-подхода к бренду, который является каким угодно, но только не массовым. И в этом, пожалуй, кроется самая главная причина провала «Элана», не считая неблагоприятного экономического положения в США и Великобритании в начале 90-х годов.
Ведь в остальном этот родстер был довольно простым и правильным «Лотусом». Его шасси из высокопрочных сталей практически как у Esprit, только модифицированное под переднемоторную компановку, в купе с лёгким кузовом из стекловолокна обеспечивало сочетание впечатляющей жёсткости конструкции и малого веса автомобиля. То есть вполне соответствовало оригинальной философии достижения высокой производительности за счёт минимальной массы, которой был верен и которую безусловно оценил бы основатель «Лотуса» Колин Чапмэн.






















Поскольку Elan M100 был задуман, как массовая глобальная модель, которая должна была понравиться клиентам в том числе в Штатах, концерн General Motors вынудил Lotus изрядно потратиться на разработку и тестирование родстера. Для небольшого британского автопроизводителя это означало огромные вложения (самые большие за всю историю марки): около $55 миллионов. Речь идёт в том числе о довольно сложном, а также весьма затратном производстве кузова родстера из стекловолокна.

Всего за пару лет британцы изготовили 42 прототипа новой двухдверки, проехавшие в общей сложности более 1,6 млн км по всему миру в различных климатических условиях. Также 19 автомобилей были разбиты в ходе краш-тестов. И конечно же предсерийные экземпляры испытывались в круглосуточном режиме на больших скоростях на гоночных трассах. Но и это ещё не всё. GM требовал, чтобы каждый сошедшей с конвейера родстер был протестирован квалифицированным специалистом Lotus для выявления производственных дефектов в ходе 50-километровой поездки.

В 43-м:
Premium X 1:43 Lotus Elan M100 S2 Yellow 1994 PR0049 Limited Edition Collection Resin Auto Car Toys Models Diecast
Фото: Jia Jia Lai, aliexpress.ru






Но радует хотя бы тот факт, что для создания родстера Elan General Motors всё же использовал британское шасси, а не пошёл по самому простому и короткому пути, построив двухдверку на компактной переднеприводной «тележке» какой-нибудь малолитражки Opel. А ведь вполне мог так поступить, поскольку Elan с его длиной 3,8 м от бампера до бампера для этого отлично подходит.
На Франкфуртском автосалоне 1991 года был представлен концепт М200. Оригинальное решение использовать раздельные места для водителя и пассажира должны были привлечь покупателей, но этого не произошло. 







Достаточно много средств при разработке родстера Elan также было потрачено на настройку подвески и рулевого управления, чтобы по этим параметрам двухдверка в полной мере соответствовала уровню легендарных спортивных автомобилей марки Lotus (даже с «неправильным» передним приводом). И ожидаемый результат от этих инвестиций не заставил себя ждать. По крайней мере в автомобильных изданиях того времени журналисты довольно лестно отзывались о поведении и управляемости M100. Среди положительных качеств «Элана» они называли прекрасное прохождение поворотов, остроту реакций при маневрировании, а также способный двигатель, в любой момент сообщавший родстеру необходимое ускорение. С учётом этого можно утверждать, что «предателем» идеалов марки Lotus родстер Elan M100 был больше на бумаге, чем на дороге. Ведь на асфальте это по-настоящему азартный и увлекательный спорткар.


Lotus Elan второй серии был выпущен ограниченной партией в 800 экземпляров исключительно для рынка Великобритании. Все машины комплектовались турбомотором.




В 43-м:
LOTUS ELAN M100 S2 - YELLOW - 1994 PREMIUM X
Фото: store.premium-collectibles.com





LOTUS ELAN M100 S2 - RED WITH SOFT TOP - 1994 PREMIUM X
Фото: store.premium-collectibles.com




Родстер Kia Elan, выпускавшийся c 1996 по 1999 год и практически не отличавшийся от одноимённого «Лотуса», мало кому известен, потому что эта двухдверка продавалась в основном на домашнем рынке в Южной Корее (хотя один такой автомобиль жёлтого цвета с ценником $25 000 компания Kia привозила в 1998 году в Москву и выставляла на столичном мотор-шоу). Права на производство «Элана» у итальянского бизнесмена Романо Ариоли, которому компания Lotus досталась после концерна General Motors, искавшие на тот момент своё место в автомобильном мире корейцы купили в 1995 году. Под маркой Kia родстер получил новый более мощный 154-сильный турбомотор 1.8. Кстати, под именем Kia Vigato этот спорткар также можно было приобрести в Японии.


И, пожалуй, на этом заканчивается история «неправильного» переднеприводного родстера M100, но не история модели Elan. Прототип нового современного «Элана», разработанного маркой Lotus уже под крылом малазийской фирмы Proton и под руководством пришедшего в компанию из Ferrari Дэни Бахара, впервые был показан на автосалоне в Париже в 2010 году. И этот Elan уже был «правильным» мощным, среднемоторным спорткаром Lotus. Сверкающая лаком стремительная двухдверка понравилась тогда очень многим. Даже тем, кого трудно причислить к фанатам британского производителя.










Новый Elan был заявлен как часть большого проекта, предусматривающего расширение модельной линейки Lotus. Правда, с тех пор ничего из обещанного британцами так и не было сделано. Впрочем, за это время многое изменилось и теперь у «Лотуса», как и у её прежнего владельца фирмы Proton, новый хозяин – китайская корпорация Geely, которой также принадлежит Volvo Cars. Да и Бахар, уличённый в 2012 году в нецелевом расходовании средств, уже не работает в компании. В общем, на сегодняшний день в линейке спорткаров из Хэтеля остаются только три модели: Elise, Evora и Exige.


В статье использованы текстовые материалы: 

Фотографии автомобилей:
vk.com/carindetail, www.autowp.ru

Комментарии