Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модель 63Б

 АЦ-40(130)-63Б 

Один из наиболее массово выпускавшихся советских пожарных автомобилей. Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.



АЦ-40(130) модель 63Б является модернизированным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Документацию на неё была разработана в 1977 году, а со второй половины 1978 года, выпуском установочной партии из 20 машин начинается серийный выпуск. До 1982 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. Причём утверждённый ежегодный план выпуска АЦ-40(130)-63Б всё это время постоянно срывался, и завод компенсировал "недовыпущенные" машины перевыполняя план по старой модификацией АЦ-30(130)-63А. 


Только к 1983 году выпуск -63Б удаётся стабилизировать. Далее, на протяжении нескольких лет, рост производства только увеличивался, достигнув во второй половине 1980-х порядка 2000 штук в год. АЦ-40(130)-63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки которые ранее устанавливались на модель 63А. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую "низкую юбку", образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.


Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси ЗИЛ-130 с так называемой "камазовской" тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько минут, в связи чем увеличилось время выезда по тревоге... С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось - до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

Автомобиль оснащался пожарными насосами ПН-40УА, а позже ПН-40УВ. Производительность насосных установок данного типа составляет 40л/с, создаваемый напор - 100м. Так же, зачастую при капитальном ремонте в конце 1990-х годов, на АЦ-40(130)63Б ставились более современные насосы - такие как НЦПН-40/100.


В середине 1980-х г., специально для Московского гарнизона Пожарной охраны, была выпущена партия АЦ-40(130)-63Б оснащённых немецким комбинированным насосом Magirus P516H со ступенями нормального и высокого давления.

Тактико-технические возможности

Время работы от собственных емкостей:
- одного ствола Б10,6
- одного ствола А или двух стволов Б5,3
- одного ствола СВП-45,1
- одного генератора ГПС-6006,9
Объем получаемого раствора пенообразователя:
- 4%2448
- 6%2500
Количество пены, м3:
- низкой кратности(К=10)25
- средней кратности(К=100)250
Возможная площадь тушения пенами, м2
- низкой кратности при Is = 0,1…0,15л/(с*м2)42…28
- средней кратности при Is = 0,05…0,08л/(с*м2)83…52
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3, м383


Модель построена из набора для самостоятельной сборки от АВД, 















В базовый набор были внесены некоторые элементы деталировки фототравленными деталями.


Прототипом для модели, как и в случае с автолестницей, послужил автомобиль состоящий на вооружении пожарной части номер 3 г. Одессы. Однако маркировка опознавательными знаками была прията советского образца. 


















Приступаем к процессу сборки.
Первоначально были подготовлены все детали набора, очищены от облоя, зашлифованы. Параллельно шла разработка декалей и печать их в Минске. 
На кабине были сточены имитации ручек на кабине, которые заменены на изготовленные из проволоки. 

Высверлены отверстия в пенообразователях, в которые была установлена сетка. 


В последствии, уже после покраски, сетка была заменена на более мелкую из фототравления.



 Насосное отделение в надстройке отделено перегородкой. Насос покрашен и добавлены детали из набора фототравления. Из фототравления выполнена и рамка на люке насосного отделения.




Покраска деталей выполнена как аэрографом (серебристые детали, некоторые детали надстройки и стенки насосного отделения) так и баллончиками (кузов белый и красный цвета, салон)



 Собран салон, покрашены сидения, нанесены декали на панель приборов.




На колесные диски установлена резина, собрана ходовая часть модели. Полосы на колесных дисках нарисованы вручную. Добавлен масляный радиатор из набора фототравления. 





Дальше - установлено навесное оборудование на надстройку, нанесены декали. Выкрашены ручки и резиновый уплотнитель вокруг окна. 





Красим и собираем детали светотехники. Устанавливаем на свои места. 




После сборки надстройки перехожу к сборке кабины. 
Нанесение декалей, после чего они вскрыты лаком. 


Рупор громкоговорителя "закрыт чехлом"





Установлено остекление, салон, дворники из фототравления, поставлялись в наборе. Подножки. Кабина установлена на раму. Для того чтобы на стеклах не остался налет от паров суперклея, после их вклеивания рекомендую не закрывать кабину. Я переворачивал ее вверх дном и оставлял на несколько часов. 



Собранную надстройку также установил на раму. 



Завершающим этапом сборки является сборка и установка зеркал из набора фототравления. Без опыта такой процесс затягивается. 






И вот. наконец-то, первая фотосессия:













Ну и, спустя почти неделю, фото на свежем воздухе. Благо погода этой осенью способствует. 




































Комментарии