№155 Maserati Shamal
С вкладышем номер 155 в коллекцию Turbo входит итальянская компания Maserati с моделью Shamal. Автомобили Maserati можно смело ставить в один ряд с Ferrari и Lamborghini. Мощные, элегантные, обладающие индивидуальным характером, Maserati не оставляли ни кого равнодушным к себе.
Maserati является известнейшим производителем роскошных спорткаров из Италии. Этот автомобильный бренд уже давно стал нарицательным именем для дорогих эксклюзивных автомобилей, принадлежащих состоятельным людям. Многие приобретают эти машины исключительно из-за логотипа, расположенного на их капоте, ценя тем самым легендарную в автомире торговую марку.
Своё название данный автопроизводитель получил по фамилии своих основателей – шестерых братьев Maserati. Жили они на рубеже 19-20 веков в городе Болнья и носили следующие имена: Alfieri, Bindo, Mario, Ernesto, Ettore, and Carlo. Все братья страстно любили технику и в той или иной меры были связаны с процессом разработки и производства автомашин. Исключение из них составлял лишь Mario, который был художником и оставил свой след в истории семейного бизнеса тем, что создал его логотип – знаменитое изображение трезубца.
Согласно официальной версии, распространяемой представителями компании, автор позаимствовал этот трезубец у статуи Нептуна, установленной на одной из городских площадей Болоньи. По неофициальному же предположению изображение символизирует имена тех братьев, которые непосредственно участвовали в создании компании: Alfieri, Ettore и Ernesto. Эта теория, в прочем, никакого исторического обоснования под собой не имеет.
Все братья внесли весьма значительный вклад в развитие итальянского и международного автомобилестроения, при этом они все работали на разных высоких должностях в различных автомобилестроительных компаниях, некоторые принимали участие в гонках. К большому сожалению один из них – Carlo не дожил до золотого века Maserati. Его скосил туберкулёз в 1910 году.
После его смерти другой представитель семейства создал компанию, которая первоначально занималась производством двигателей для автомобилей. Названа она была Anonima Officine Alfieri Maserati и позже именно из неё вырос существующий и поныне легендарный автопроизводитель.
Официальной датой основания Maserati является 25-е апреля 1926 года. Именно тогда впервые принял участие в гонках Targa Florio первый автомобиль, созданный легендарными братьями. За его рулём сидел Alfieri лично. Машина называлась Tipo 26 и гордо несла изображение трезубца на своём капоте.
В 43-м:
Первенец показал отличные результаты на выступлениях, что натолкнуло братьев Maserati на идею создать своё собственное производство спорткаров и гоночных автомобилей. Идея была весьма успешно воплощена в жизнь в последующие года, когда автомобили компании стали массово устанавливать рекорды скорости, побеждать автогонками и в большом количестве завоевывать сердца поклонников.
В 1937 году компания сменила владельцев в связи с тем, что её выкупила семья Orsi. Новый владелец перенёс штаб-квартиру фирмы в Модену. Сами же Maserati стали просто наёмными работниками в своей бывшей компании. Здесь они проработали до конца 1948 года в должностях главных инженеров. По окончании своего контракта они создали своё производство. Компания называлась O.S.C.A., однако производимые ею гоночные автомобили никаких особых успехов не достигли и популярностью у публики не пользовались.
В то время машины Maserati стали единственными, которые сумели бросить вызов царящим тогда на гоночных трассах автомобилям Mersedes. Немецкий автопроизводитель тогда весьма щедро спонсировался нацистами и иногда прерывать их гегемонию в автоспорте удавалось лишь только болидам легендарных итальянцев.
Во время Второй мировой войны компания, как и многие автопроизводители в это время, перешла на выпуск продукции военного назначения. Так ею выпускались двигатели для военной техники и запасные части к ним. По окончанию боевых действий Maserati опять захватили пальму первенства на спортивных трассах.
В 1968 году фирма второй раз сменила владельца. Им стал знаменитый французский автомобилестроительный концерн Citroën, которые оставили представителей прежних владельцев в составе правления. Сам бренд Maserati так же заброшен не был и под ним в течении 70-х было выпущено немало известных и удачных моделей, пользовавшихся огромной популярностью.
Maserati Mistral 4000 Coupe (AM109A) '1967–70
На Туринском автомобильном салоне 1971 года Джорджетто Джуджаро представил любопытную машину, вернее, ее макет в натуральную величину. Очень низкий силуэт, очень большой угол наклона лобового стекла по отношению к вертикали, стёкла в нижних половинах дверей, сделанные в литых колесах прямоугольные отверстия с высокими отбортовками придавали ему неповторимый облик. Необычным было и архитектурное решение интерьера кузова. Массивная консоль разделяла, подобно барьер, передние сиденья. Перед щитком приборов, выполненным в виде бочонка, располагался обод рулевого колеса, имевшего одинаковый с ним диаметр. Водитель и пассажир размещались в сиденьях ковшового типа полулёжа, как в гоночном автомобиле, благодаря чему и удалось сделать кузов весьма низким. По двигателю, трансмиссии и подвеске колес Boomerang был унифицирован с мелкосерийной спортивной моделью Maserati Bora.
Плавное и поступательное развитие итальянской компании было прервано в 1973 году разразившемся в мире нефтяным кризисом, от которого пострадали больше всего фирмы, производящие прожорливые спорткары. Данная ситуация привела к тому, что в 1975 году Maserati стала банкротом. Руководство Citroën, который в то время уже стал составной частью концерна PSA Peugeot Citroën, решило не проводить процедуру санации своего подразделения, и полностью ликвидировала его. Однако легендарный бренд был спасён благодаря совместному давлению на французский концерн итальянского государства и профсоюзов.
В 1975 году терпящую бедствие компанию приобрёл знаменитый гонщик из Аргентины Alejandro de Tomaso, основавший позже свой бренд компании De Tomaso Modena SpA. Под его руководство фирма продолжила выпуск спорткаров, которые из неповоротливых роскошных монстров, пожиравших десятки литров топлива, стали быстрыми и экономичными машинами, которые стали способны развивать самые высокие скорости.
Maserati Merak SS '1976–82
Особенно в этот период прославилась семейство спорткаров Biturbo, которое выпускалось вплоть до окончания двадцатого века. Не смотря на то что реформа нового владельца оздоровила финансовую обстановку в компании, не все её поклонники приняли новый образ Maserati.
Maserati Biturbo '1982–85
В 1993 году фирме пришлось опять сменить владельца. В этот раз её купил итальянский Fiat. Именно он вложил в известный бренд огромные суммы, положив начало его возрождению. При этом в 1997 году половина акций компании новый владелец продал давнему конкуренту Maserati — Ferrari, которая через два года полностью ей завладела, чуть не доведя её при этом до банкротства.
Maserati Spyder '2001–03
В 2005 году сменяется очередной владелец и им становиться Alfa Romeo, входящая в состав FIAT Group. Под его руководством финансовое положение легендарного бренда улучшается и сейчас компания даёт хоть и небольшую, но устойчивую прибыль.
Maserati Birdcage 75th Concept '2005
Что же качается героя нашего вкладыша: появление модели Shamal ознаменовало возвращение Maserati к использованию V-образных 8-цилиндровых моторов. Новый двигатель был полностью алюминиевым с мокрыми гильзами, двумя распредавалами на каждый ряд цилиндров и 32 клапанами. При размерности 80x80 мм рабочий объем составлял 3217 см3, а наличие двух турбонагнетателей обеспечивало мощность 318 л. с. при максимальном крутящем моменте 432 Н*м. Два турбонагнетателя, каждый с собственным радиатором промежуточного охлаждения, позволяли при улучшении приемистости двигателя и обеспечении нужной мощности ограничить максимальное давление наддува величиной 49 кПа (0,49 кг/см2). Ужесточение требований по токсичности отработавших газов и стремление попасть на очень прибыльный рынок США привели к установке каталитического нейтрализатора, что вкупе с электронным управлением зажиганием и впрыском топлива гарантировало низкое содержание вредных веществ.
Возвратившись к двигателям V8, фирма восстановила еще одну традицию - называть машины именами знаменитых ветров: Ghibli ("Гибли"), Khamsin ("Хамсин"), Bora ("Бора"). Но данный ветер не настолько знаменит. Shamal - это "горячий и сильный северо-западный летний ветер с Месопотамской равнины". Характер машины соответствовал названию: максимальная скорость - 273 км/ч, разгон с места до 96 км/ч занимал чуть больше 5 с. Таких показателей у прежних Maserati еще не было.
В 43-м:
Крутящий момент на задние колеса передавался через 6-ступенчатую механическую коробку передач Getrag ("Гетраг") с передаточным числом пятой ступени 1,12, а шестой - 0,81. Shamal стала одной из очень немногих моделей в мире, которые оборудовали такими коробками. Самый знаменитый автомобиль с 6-ступенчатой коробкой - Chevrolet Corvette ("Шевроле Корветт"). Поставляла коробку немецкая фирма ZF (ЦФ). Кроме того, машина получила дифференциал повышенного трения типа Torsen ("Торсен").
Высоких характеристик и привлекательных особенностей было достаточно, чтобы автомобиль пользовался очень хорошим спросом, но реальность оказалась иной. Вероятно, причина заключалась в дизайне Shamal. На Maserati приняли решение о сохранении как можно большего количества стилистических решений, использованных для Biturbo. От создания полностью нового кузова отказались. Занимался Shamal дизайнер Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Countach ("Ламборгини Каунтач"), но конечный результат оставлял желать лучшего: машина напоминала напичканного стероидами Biturbo. Так, Гандини использовал одно из своих стилистических решений для Lamborghini Countach, a именно угловатую верхнюю часть арок задних колес. Кузов Maserati конца 80-х-начала 90-х гг. требовал полностью новых решений.
В передней подвеске Shamal использовались стойки МакФерсона, в задней - трубчатые продольные штанги, а также регулируемые амортизаторы Koni ("Кони"). Водитель с помощью клавиши на консоли мог выбрать один из четырех режимов их работы: от очень мягкого до очень жесткого спортивного. Сама система управления, которую по заказу устанавливали и на некоторые экземпляры Biturbo, автоматически выбирала перед началом движения режим №2, который являлся наиболее приемлемым при скорости до 161 км/ч.
Поставки Shamal в Великобританию планировалось начать в конце 1992 г. по цене 63450 ф.ст., но к тому времени компанию Maserati приобрел концерн FIAT и планы не осуществились. На рынках других стран Maserati Shamal был принят довольно прохладно - произведено и продано 369 автомобилей, однако в производстве он продержался 8 лет.
В 43-м:
kess scale models 1988 Maserati Shamal 1:43
В 1989 г. компания Maserati попыталась возродить в Shamal дизайн модели Biturbo, но вот что из этого получилось. На автомобиле использовался новый V-образный 8-цилиндровый мотор мощностью 325 л.с., созданный на базе прежнего V6, и б-ступенчатая механическая коробка передач. Скоростные характеристики подтверждают появление нового суперавтомобиля: максимальная скорость - 270 км/ч, разгон с места до 96 км/ч - чуть более 5.
Учитывая малое количество выпущенных машин, Shamal можно считать редким автомобилем. Но как и все редкие автомобили ценность представляют те, которые сохранились в первозданном виде. Найти же Шамал в состоянии "с завода" практически невозможно. Низкое качество деталей обуславливало постоянные поломки, а малый объём выпуска создавал огромный дефицит запчастей. Технические характеристики приблизили Maserati Shamal к некоторым моделям Ferrari 80-х, но надежность перечеркнула все.
Maserati Shamal
Maserati является известнейшим производителем роскошных спорткаров из Италии. Этот автомобильный бренд уже давно стал нарицательным именем для дорогих эксклюзивных автомобилей, принадлежащих состоятельным людям. Многие приобретают эти машины исключительно из-за логотипа, расположенного на их капоте, ценя тем самым легендарную в автомире торговую марку.
Согласно официальной версии, распространяемой представителями компании, автор позаимствовал этот трезубец у статуи Нептуна, установленной на одной из городских площадей Болоньи. По неофициальному же предположению изображение символизирует имена тех братьев, которые непосредственно участвовали в создании компании: Alfieri, Ettore и Ernesto. Эта теория, в прочем, никакого исторического обоснования под собой не имеет.
Все братья внесли весьма значительный вклад в развитие итальянского и международного автомобилестроения, при этом они все работали на разных высоких должностях в различных автомобилестроительных компаниях, некоторые принимали участие в гонках. К большому сожалению один из них – Carlo не дожил до золотого века Maserati. Его скосил туберкулёз в 1910 году.
После его смерти другой представитель семейства создал компанию, которая первоначально занималась производством двигателей для автомобилей. Названа она была Anonima Officine Alfieri Maserati и позже именно из неё вырос существующий и поныне легендарный автопроизводитель.
Официальной датой основания Maserati является 25-е апреля 1926 года. Именно тогда впервые принял участие в гонках Targa Florio первый автомобиль, созданный легендарными братьями. За его рулём сидел Alfieri лично. Машина называлась Tipo 26 и гордо несла изображение трезубца на своём капоте.
В 43-м:
Red 1:43 Scale Diecast 1926 Maserati Tipo 26 Targa Florio Model
www.etsy.com
Первенец показал отличные результаты на выступлениях, что натолкнуло братьев Maserati на идею создать своё собственное производство спорткаров и гоночных автомобилей. Идея была весьма успешно воплощена в жизнь в последующие года, когда автомобили компании стали массово устанавливать рекорды скорости, побеждать автогонками и в большом количестве завоевывать сердца поклонников.
В 1937 году компания сменила владельцев в связи с тем, что её выкупила семья Orsi. Новый владелец перенёс штаб-квартиру фирмы в Модену. Сами же Maserati стали просто наёмными работниками в своей бывшей компании. Здесь они проработали до конца 1948 года в должностях главных инженеров. По окончании своего контракта они создали своё производство. Компания называлась O.S.C.A., однако производимые ею гоночные автомобили никаких особых успехов не достигли и популярностью у публики не пользовались.
В то время машины Maserati стали единственными, которые сумели бросить вызов царящим тогда на гоночных трассах автомобилям Mersedes. Немецкий автопроизводитель тогда весьма щедро спонсировался нацистами и иногда прерывать их гегемонию в автоспорте удавалось лишь только болидам легендарных итальянцев.
Maserati 4CL '1939–47
Во время Второй мировой войны компания, как и многие автопроизводители в это время, перешла на выпуск продукции военного назначения. Так ею выпускались двигатели для военной техники и запасные части к ним. По окончанию боевых действий Maserati опять захватили пальму первенства на спортивных трассах.
В 1968 году фирма второй раз сменила владельца. Им стал знаменитый французский автомобилестроительный концерн Citroën, которые оставили представителей прежних владельцев в составе правления. Сам бренд Maserati так же заброшен не был и под ним в течении 70-х было выпущено немало известных и удачных моделей, пользовавшихся огромной популярностью.
Maserati Mistral 4000 Coupe (AM109A) '1967–70
На Туринском автомобильном салоне 1971 года Джорджетто Джуджаро представил любопытную машину, вернее, ее макет в натуральную величину. Очень низкий силуэт, очень большой угол наклона лобового стекла по отношению к вертикали, стёкла в нижних половинах дверей, сделанные в литых колесах прямоугольные отверстия с высокими отбортовками придавали ему неповторимый облик. Необычным было и архитектурное решение интерьера кузова. Массивная консоль разделяла, подобно барьер, передние сиденья. Перед щитком приборов, выполненным в виде бочонка, располагался обод рулевого колеса, имевшего одинаковый с ним диаметр. Водитель и пассажир размещались в сиденьях ковшового типа полулёжа, как в гоночном автомобиле, благодаря чему и удалось сделать кузов весьма низким. По двигателю, трансмиссии и подвеске колес Boomerang был унифицирован с мелкосерийной спортивной моделью Maserati Bora.
Плавное и поступательное развитие итальянской компании было прервано в 1973 году разразившемся в мире нефтяным кризисом, от которого пострадали больше всего фирмы, производящие прожорливые спорткары. Данная ситуация привела к тому, что в 1975 году Maserati стала банкротом. Руководство Citroën, который в то время уже стал составной частью концерна PSA Peugeot Citroën, решило не проводить процедуру санации своего подразделения, и полностью ликвидировала его. Однако легендарный бренд был спасён благодаря совместному давлению на французский концерн итальянского государства и профсоюзов.
В 1975 году терпящую бедствие компанию приобрёл знаменитый гонщик из Аргентины Alejandro de Tomaso, основавший позже свой бренд компании De Tomaso Modena SpA. Под его руководство фирма продолжила выпуск спорткаров, которые из неповоротливых роскошных монстров, пожиравших десятки литров топлива, стали быстрыми и экономичными машинами, которые стали способны развивать самые высокие скорости.
Maserati Merak SS '1976–82
Особенно в этот период прославилась семейство спорткаров Biturbo, которое выпускалось вплоть до окончания двадцатого века. Не смотря на то что реформа нового владельца оздоровила финансовую обстановку в компании, не все её поклонники приняли новый образ Maserati.
Maserati Biturbo '1982–85
В 1993 году фирме пришлось опять сменить владельца. В этот раз её купил итальянский Fiat. Именно он вложил в известный бренд огромные суммы, положив начало его возрождению. При этом в 1997 году половина акций компании новый владелец продал давнему конкуренту Maserati — Ferrari, которая через два года полностью ей завладела, чуть не доведя её при этом до банкротства.
Maserati Spyder '2001–03
В 2005 году сменяется очередной владелец и им становиться Alfa Romeo, входящая в состав FIAT Group. Под его руководством финансовое положение легендарного бренда улучшается и сейчас компания даёт хоть и небольшую, но устойчивую прибыль.
Maserati Birdcage 75th Concept '2005
Что же качается героя нашего вкладыша: появление модели Shamal ознаменовало возвращение Maserati к использованию V-образных 8-цилиндровых моторов. Новый двигатель был полностью алюминиевым с мокрыми гильзами, двумя распредавалами на каждый ряд цилиндров и 32 клапанами. При размерности 80x80 мм рабочий объем составлял 3217 см3, а наличие двух турбонагнетателей обеспечивало мощность 318 л. с. при максимальном крутящем моменте 432 Н*м. Два турбонагнетателя, каждый с собственным радиатором промежуточного охлаждения, позволяли при улучшении приемистости двигателя и обеспечении нужной мощности ограничить максимальное давление наддува величиной 49 кПа (0,49 кг/см2). Ужесточение требований по токсичности отработавших газов и стремление попасть на очень прибыльный рынок США привели к установке каталитического нейтрализатора, что вкупе с электронным управлением зажиганием и впрыском топлива гарантировало низкое содержание вредных веществ.
Возвратившись к двигателям V8, фирма восстановила еще одну традицию - называть машины именами знаменитых ветров: Ghibli ("Гибли"), Khamsin ("Хамсин"), Bora ("Бора"). Но данный ветер не настолько знаменит. Shamal - это "горячий и сильный северо-западный летний ветер с Месопотамской равнины". Характер машины соответствовал названию: максимальная скорость - 273 км/ч, разгон с места до 96 км/ч занимал чуть больше 5 с. Таких показателей у прежних Maserati еще не было.
В 43-м:
1/43 Leo Models DC493 Maserati Shamal 1989 - Red
Фото: diecast.com.ua
Крутящий момент на задние колеса передавался через 6-ступенчатую механическую коробку передач Getrag ("Гетраг") с передаточным числом пятой ступени 1,12, а шестой - 0,81. Shamal стала одной из очень немногих моделей в мире, которые оборудовали такими коробками. Самый знаменитый автомобиль с 6-ступенчатой коробкой - Chevrolet Corvette ("Шевроле Корветт"). Поставляла коробку немецкая фирма ZF (ЦФ). Кроме того, машина получила дифференциал повышенного трения типа Torsen ("Торсен").
Высоких характеристик и привлекательных особенностей было достаточно, чтобы автомобиль пользовался очень хорошим спросом, но реальность оказалась иной. Вероятно, причина заключалась в дизайне Shamal. На Maserati приняли решение о сохранении как можно большего количества стилистических решений, использованных для Biturbo. От создания полностью нового кузова отказались. Занимался Shamal дизайнер Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Countach ("Ламборгини Каунтач"), но конечный результат оставлял желать лучшего: машина напоминала напичканного стероидами Biturbo. Так, Гандини использовал одно из своих стилистических решений для Lamborghini Countach, a именно угловатую верхнюю часть арок задних колес. Кузов Maserati конца 80-х-начала 90-х гг. требовал полностью новых решений.
В передней подвеске Shamal использовались стойки МакФерсона, в задней - трубчатые продольные штанги, а также регулируемые амортизаторы Koni ("Кони"). Водитель с помощью клавиши на консоли мог выбрать один из четырех режимов их работы: от очень мягкого до очень жесткого спортивного. Сама система управления, которую по заказу устанавливали и на некоторые экземпляры Biturbo, автоматически выбирала перед началом движения режим №2, который являлся наиболее приемлемым при скорости до 161 км/ч.
Поставки Shamal в Великобританию планировалось начать в конце 1992 г. по цене 63450 ф.ст., но к тому времени компанию Maserati приобрел концерн FIAT и планы не осуществились. На рынках других стран Maserati Shamal был принят довольно прохладно - произведено и продано 369 автомобилей, однако в производстве он продержался 8 лет.
В 43-м:
Maserati Shamal 1989 (blue metallic) KESS Model
Фото: model-car.ru
kess scale models 1988 Maserati Shamal 1:43
Фото: www.etsy.com
В 1989 г. компания Maserati попыталась возродить в Shamal дизайн модели Biturbo, но вот что из этого получилось. На автомобиле использовался новый V-образный 8-цилиндровый мотор мощностью 325 л.с., созданный на базе прежнего V6, и б-ступенчатая механическая коробка передач. Скоростные характеристики подтверждают появление нового суперавтомобиля: максимальная скорость - 270 км/ч, разгон с места до 96 км/ч - чуть более 5.
Учитывая малое количество выпущенных машин, Shamal можно считать редким автомобилем. Но как и все редкие автомобили ценность представляют те, которые сохранились в первозданном виде. Найти же Шамал в состоянии "с завода" практически невозможно. Низкое качество деталей обуславливало постоянные поломки, а малый объём выпуска создавал огромный дефицит запчастей. Технические характеристики приблизили Maserati Shamal к некоторым моделям Ferrari 80-х, но надежность перечеркнула все.
В статье использованы материалы:
"История марки Maserati" autohis.ru
"Maserati Shamal (1989 - 1995 г.в.) История и обзор модели" catalog.aw.by
Фотографии автомобилей:
www.autowp.ru
Комментарии
Отправить комментарий