№117 De Tomaso Pantera

De Tomaso Pantera

- автомобиль рожденный в, по-моему, самый успешный период производства итальянских автомобильных марок. В условиях жесткой конкуренции с именитыми производителями, смельчаки могли реализовать свои мечты и создавали шедевры. Одним из таких производителей стала и компания De Tomaso, основанная гонщиком Алехандро Де Томазо. Одному из таких шедевров издатели вкладышей Turbo посвятили номер 117.


Вкладыш номер 117 не единственный, на котором размещена фотография Пантеры, вскоре нам предстоит вновь с ним встретиться. В статье к этому номеру я расскажу о компании De Tomaso и других ее автомобилях.

Помощь в подборе материалов - электронная версия журнала "ТестДрайв" , фото - "Car in detail",

Отцом De Tomaso по праву считается известный гонщик Алехандро де Томазо. По национальности он итальянец, но родился в Аргентине, куда в 20-х годах эмигрировали его родители. В 1955 году молодой Алехандро решил вернуться на родину, чтобы попробовать свои силы в автоспорте. Вскоре начинающий пилот неплохо проявил себя и даже выступал в «Формуле-1». Однако, де Томазо быстро понял, что гораздо лучше у него получится создавать гоночные автомобили. В 1959 году основал небольшую мастерскую в городке Модена – на родине Maserati. Поначалу в ней создавались спортпрототипы для самых разных гоночных серий, а с 1961 года началась сборка и болидов «Формулы-1» с двигателями Alfa Romeo.


Алехандро де Томазо не был бедным и мог позволить себе содержание автомобильной фирмы. Но он понимал, что гоночные модели не приносят прибыли. Поэтому в De Tomaso взялись за разработку серийного купе, причем очень прогрессивного для своего времени. В его основе лежал трубчатый каркас из алюминиевых сплавов, а двигатель был размещен в базе. Кузов был выполнен из стеклопластика. Бензиновую 1,5-литровую «четверку» мощностью 104 л. с. позаимствовали у Ford. Машина весом всего 725 кг могла развивать 215 км/ч. Она получила независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. Под названием Vallelunga новинку представили в 1963 году. Она привлекла внимание публики не только интересными новшествами, но и элегантным дизайном от кузовного ателье Ghia.





























В 43-м:
AUTOCULT - DE TOMASO - VALLELUNGA ITALY 1965








За четыре года удалось собрать 56 Vallelunga, но де Томазо не собирался останавливаться на достигнутом. Он понимал, что его первенцу не хватало мощности, а потому подписал договор с Ford на поставку двигателей V8. Первым делом их начали устанавливать на гоночные версии Vallelunga – Sport 5000.












В 43-м:
AVENUE43 - DE TOMASO - SPORT 5000 ITALY 1966








De Tomaso Sport 5000 by Fantuzzi '1965 - прототип произведенный в единственном экземпляре.






 А в 1967 году появился и серийный De Tomaso Mangusta. Внешний вид купе снова разработали специалисты Ghia, ведь эта компания перешла под контроль де Томазо. Среднемоторный автомобиль отличался выраженным клиновидным профилем, заостренным «носом» и оригинальным капотом, состоящим из двух поднимающихся вверх секций. На выбор были предложены «восьмерки» Ford объемом 4,7 л (305 л. с.) и 4,9 л (230 л. с.). Более мощный вариант достигал 250 км/ч. Модель также было богато оснащено – получило кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники. Mangusta оказался популярнее своего предшественника и за четыре года было продано свыше 400 машин.



































В 25-м:
POLITOYS POLISTIL - DE TOMASO - MANGUSTA 1969







В 43-м:
Maxichamps DE TOMASO Mangusta (1967), black






Молодая итальянская компания заинтересовала руководство Ford Motor Company и американцы решили расширить сотрудничество с ней. В Ford планировали с помощью с De Tomaso создать спортивную модель, которая станет конкурентом Chevrolet Corvette. Плодом совместной разработки стало купе Pantera.












В 43-м:
De TOMASO Pantera (1972), black Minichamps




В его основе лежал стальной монокок, как у гоночных автомобилей. По дизайну автомобиль очень напоминал Mangusta, но получил выдвижные фары. Новый 5,8-литровый V8 развивал 330 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 260 км/ч. Премьера Pantera состоялась в 1971 году, а продавали его через дилерскую сеть Ford и Lincoln. При цене в 10 тыс. долларов Pantera оказался дороже Corvette, но значительно дешевле, чем Ferrari и Lamborghini. Одним из первых владельцев Pantera стал Элвис Пресли.

Первые 75 автомобилей европейской сборки имели «кнопочные» дверные ручки и были собраны вручную фирмой Carrozzeria Vignale. В общей сложности, в этом году было экспортировано в США 1 007 машин. Однако эти автомобили были низкого качества; несколько машин Pantera вышли из строя прямо на испытательном полигоне Ford. Краш-тесты, проведённые специалистами Калифорнийского университета, показали неудачное инженерное решение строения кузова. Защита от ржавчины была минимальной, качество подгонки и внешней отделки — низким; использовалось большое количество свинца для покрытия кузова.

В 43-м:
DE TOMASO Pantera Elvis Presley 1971 Yellow (Greenlight)




Более редкой моделью является такая же только с покрышками зеленого цвета

В 1972 году были произведены некоторые изменения Pantera. Новые автомобили получили двигатели 4 Bolt Main Cleveland со степенью сжатия от 11:1 до 8.6:1, чтобы соответствовать принятым в США стандартам по ограничению вредных выбросов. Они могли работать на топливе с более низким октановым числом, но имели иной распределительный вал для компенсации потери мощности. Некоторые другие изменения касались выхлопа.

В 43-м:
DE TOMASO PANTERA GT 4 NOREV 1:43 Такая модель была у моего друга.






Люксовая версия Pantera L («Lusso») была представлена в 1972 году для американского рынка. Она отличалась большими чёрными бамперами и двигателем Cleveland мощностью 248 л. с. (185 кВт). В 1974 году вышла ещё более комфортабельная и мощная модель — Pantera GTS.






































Ford официально прекратил экспорт Pantera в США в 1975 году, продав к этому времени около 5 500 автомобилей. De Tomaso продолжал выпуск автомобилей, но в гораздо более скромных количествах, чем раньше. В 1980-х годах в США «серым» способом было экспортировано ещё несколько Pantera. Всего было выпущено 7 200 автомобилей.

в 18-м:
De Tomaso Pantera L Kyosho











Купе неплохо проявило себя и в соревнованиях класса Gran Turismo.

Параллельно с Pantera было представлено новое «семейство» переднемоторных моделей премиум-класса. Сначала в 1971 году увидел мир 4,8-метровый седан Deauville, а через год – туристические купе и кабриолет Longchamp. Они получили тот же V8 производства Ford, но были оснащены автоматической трансмиссией.













В 43-м:
DE TOMASO Deauville 1978 1:43 Neo scale models NEO43982






Deauville и Longchamp  развивали 240 км/ч и могли поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Для удобства их укомплектовали усилителем руля и комфортабельными креслами. Всего изготовили 350 седанов, а также 400 купе и кабриолетов, а один из Deauville приобрела королевская семья Бельгии.






































Если Deauville был ответом Де Томазо британской фирме Jaguar и ее модели "XJ6", то появившийся в 1972 г. Longchamp бросал вызов немецкому Mercedes-Benz 450SLC. Это было такое же "мускулистое" купе с салоном 2+2. Подобные машины покупают деловые люди для регулярных дальних поездок.

В 43-м:
MATRIX SCALE MODELS - DE TOMASO - LONGCHAMP 1972






Подобно Deauville, каркас кузова Longchamp поступал на завод De Tomaso в Модене от фирмы Ghia для окончательной сборки. Да и технически обе Использовалась укороченная на 18 см платформа Deauville, уже знакомые по Deauville V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford, набор коробок передач и подвеска.
Создали автомобиль по уже давно установившейся итало-американской традиции: мощный заокеанский двигатель, скрытый под итальянским кузовом. Очевидно, что Longchamp был одним из самых любимых автомобилей Алехандро Де Томазо. Вскоре после приобретения и возрождения компании Maserati, он представил там эту же модель под знаменитым названием Kyalami (в честь кольце вой гоночной трассы в Южно-Африканской Республике): на Longchamp измененной внешности был установлен двигатель Maserati V8. Развитием данной темы стал автомобиль Quattroporte III.

в 43-м:
De Tomaso Longchamp V8 Cabrio - green met Alezan






В 1980 г. появился кабриолет на базе этого купе, мощность двигателя которого была уменьшена до 270 л.с. Вскоре Алехандро Де Томазо потерял интерес к дальнейшему развитию моделей Deauville и Longchamp; его полностью поглотила забота о возрождении компании Maserati. Модель Longchamp исправно выпускали в количестве не более 20-30 штук в год, пока в 1989 г. не сняли с производства.

Постепенно Алехандро де Томазо удалось создать настоящую империю. Он продолжал делать гоночные автомобили и даже основал собственную команду в «Формуле-1». На фото болид De Tomaso 505/38



В 43-м:
MINICHAMPS - DE TOMASO - F1 FORD 505/38 TEAM FRANK WILLIAMS RACING N 22 SOUTH AFRICA GP 1970 P.COURAGE




MINICHAMPS 400700099 De Tomaso 505/38 Ford F.Williams Racing Team 1:43 Scale




Вскоре бизнесмен приобрел старейшего итальянского производителя мототехники Moto Guzzi. Под его контроль перешли марки Maserati и Innocenti, причем специалисты De Tomaso помогли расширить их модельный ряд. На базе купе Longchamp был создан Maserati Kyalami, а компактный Innocenti Mini получил заряженную версию от De Tomaso.

Успех De Tomaso прервали топливный кризис и вступление в силу новых экологических норм. Американские двигатели резко потеряли в мощности и к 1974 году Pantera развивал уже 264 л. с. Поэтому в дальнейшем объемы выпуска машин начали уменьшаться. Со временем пришлось отказаться от Innocenti и Maserati, продать Ghia. Однако, несмотря на это, развитие Pantera продолжилось. В начале 80-х после серьезной модернизации купе появилась версия GT5. Она выделялась благодаря расширенным колесным аркам и огромному антикрылу, а мощность двигателя подняли до 350 л. с.
На вкладыш попала версия GT5-S, подробнее о которой я расскажу в статье к вкладышу номер 131.































В 18-м:
Tecnomodel 1982 De Tomaso Pantera GT5 Pearl White 1/18 Scale LE 100












В 43-м:
SPARK-MODEL - DE TOMASO - PANTERA GT5S 1990







Последние Pantera были собраны в 1991 году, то есть через два десятилетия после дебюта. последняя выпущенная модификация получила индекс SI.



























Автомобиль стал действительно культовым в среде элиты и вышел довольно массовым, как для спорткупе – свыше 7200 произведенных машин.

На смену Pantera  в 1994 году пришли купе и кабриолет Guara.








В 43-м:
ALEZAN - DE TOMASO - GUARA' 2001







Они были компактнее, получили легкий карбоновый кузов и новый 4,6-литровый 320-сильный V8 от Ford Mustang. Максимальная скорость составила 275 км/ч, а разгон до 100 км/ч составил 5 с.





















Однако, модель не смогла повторить успех предшественника, ведь удалось выпустить лишь 60 автомобилей.

В 43-м:
ALEZAN MODELS . 1/43 . DE TOMASO GUARA BARQUETTA . 1994 .





ALEZAN MODEL . 1/43 . DE TOMASO GUARA . MAQUETTE PRESENTATION . 1994 .








Большие надежды в De Tomaso возлагали на новый купе-кабриолет Bigua 1998 года. Его оригинальный дизайн принадлежит перу известного стилиста Марчелло Гандини, прославившегося благодаря Lamborghini Countach и Diablo.




Двигатель перешел в наследство от Guara и с ним автомобиль развивал 255 км/ч. Финансовые трудности не позволили сразу начать выпуск Bigua, но помогли новые инвесторы – компания Qvale. Автомобиль переименовали в De Tomaso Qvale Mangusta и в 2000-2002 годах собрали около 300 купе-кабриолетов.





В 2003 году Алехандро де Томазо не стало. Без своего отца-основателя итальянская марка очень быстро обанкротилась и уже в 2004 году предприятие закрыли. Впрочем, на этом ее история не заканчивается. Группа предпринимателей выкупила права на De Tomaso и в 2011 году был представлен новый Deauville, сочетающий в себе черты купе и вседорожника. Теперь этот 300-сильный автомобиль готовят к серийному производству. Так что у итальянской марки есть неплохой шанс для возрождения.








В год 60-летия знаменитая марка De Tomaso представила первый после возрождения компании автомобиль - суперкар P72, который станет преемником модели P70.
Легендарную марку вернула к жизни та же команда, которая стоит за брендом Apollo Automobili. Поэтому в основу P72 ляжет карбоновое шасси суперкара Apollo IE.










В 2019 году на Goodwood Festival of Speed показали прототип De Tomaso P72 — модели, которую выпустят тиражом в 72 экземпляра. Технические характеристики пока являются секретом, но уже известно, что в основе машины с механической коробкой передач будет лежать шасси другого суперкара — Apollo Intensa Emozione.







Все подробности о P72 обещают раскрыть в ближайшие месяцы. Стоимость нового купе составит от 750 000 евро, заинтересованные клиенты уже могут внести депозит, чтобы забронировать автомобиль.




























Комментарии