№89 ISDERA Spider 033-i

Первое знакомство с автомобилем ISDERA состоялось с восьмым номером вкладышей Турбо. Там рассказ шел о модели Imperator 108i, которая, кстати, также на фото и в сегодняшнем вкладыше. Да, как это стало уже привычным, издатели вкладышей снова ошиблись. И так:

ISDERA Spider 033-i


Существует мнение, что вкладыши Турбо способствовали популяризации многих автомобилей малоизвестных марок. Так произошло и с автомобилем ISDERA Imperator. Признайтесь, что раньше о нем вы никогда не слышали.
Сегодя я расскажу и о других моделях компании, которые не менее интересны, но на вкладышах Турбо они не появятся.

Эберхард Шульц (Eberhard Shultz) — инженер-конструктор и специалист по аэродинамике, успел поработать в Mercedes и Porsche. Но известность, хотя и в узких кругах, ему принесла его собственная марка необычных суперкаров – Isdera.


Свою карьеру Шульц начал в конце 60-х в фирме Mercedes-Benz. Он участвовал в разработке прототипов проекта С-111. На серии автомобилей С-111 компанией Mercedes отрабатывалось применение новых технологий, таких как роторно-поршневые и дизельные двигатели, применение пластмасс в элементах кузова. Отличительной чертой автомобилей С-111 были двери в стиле "крыло чайки". Но эти автомобили оказались далеки даже от мелкосерийного производства.

1968 -1969 годы. Erator GT/GTE


Не добившись от руководства Mercedes решения начать выпуск С-111, Шульц создает свое первое собственное творение – Erator GT. Машина создавалась под впечатлением от знаменитых гоночных прототипов Ford GT40, но всё-таки ее невозможно было назвать "клоном" победителя Ле-Мана.

Шульц применяет в дизайне Erator идеи, которые впоследствии станут визитной карточкой его фирмы: отсутствие зеркал заднего вида и применение сложного прибора перископного типа, а также двери типа "крыло чайки". При разработке своего автомобиля Шульц применил проверенные узлы и агрегаты марок Porsche и Mercedes. В основе конструкции – прочная трубчатая стальная пространственная рама, легкие внешние панели кузова из стеклопластика и двухрычажные независимые подвески спереди и сзади. Изначально в подкапотном пространстве прятался карбюраторный 1.6 литровый двигатель Volkswagen 1600 L мощностью 54 л.с, который позволил машине массой 780 кг разогнаться до 160 км/ч.



В течение года скромный двигатель Volkswagen был заменен на более производительный V-образный 6-цилиндровый 2.3-литровый двигатель от Ford Taunus мощностью 108 л.с. Максимальная скорость автомобиля составила 200 км/ч. В 1969 году автомобиль, так и оставшийся в единственном экземпляре, подвергли последней модернизации. Место фордовского V6 занял 5-литровый V8 Mercedes мощностью 420 л.с.



Двигатель имел систему механического впрыска топлива Bosch, из-за чего в индексе модели появилась буква Е (от немецкого Einspritzanlage – впрыск топлива). Под стать были усилены узлы подвески и тормоза. С таким могучим мотором легкий автомобиль массой 960 кг смог преодолеть барьер скорости 300 км/ч, развив в итоге 315 км/ч. Разгон с 0 до 100 км/ч занял всего 4 секунды.

После создания Erator Шульц наконец был замечен и в 1969 году приглашен на работу в фирму Porsche. Там он участвовал в разработке Porsche 928 и модернизации легендарной 911-й модели. В то же время Шульц не прекращал сотрудничества и с фирмой Мерседес, а также успел нарисовать дизайн колесных дисков фирм Pirelli (да-да, знаменитые итальянские производители шин 70-е годы планировали расширить производство и заняться выпуском легкосплавных колесных дисков) и Ronal Turbo.

1978 год. Mercedes Schultz Studie CW311 Concept


В 1978 году Шульц совместно с тюнинговой компанией B&B Automobiltechnik представил разработанный им концепт-кар Mercedes-Benz Studie CW 311 — единственный автомобиль марки, созданный не в самой компаний, но имевший право на эмблему Мерседес.







Долгие годы, даже работая в Porsche, Шульц вынашивал идею разработки прототипа, достойного продолжателя традиций, заложенных в концептах серии С-111. Но высшее руководство концерна сочло его бесперспективным. Однако это не остановило Шульца. На правах разработчика этого автомобиля он забрал проект себе.

В 43-м :
Spark Mercedes-Benz CW 311 B+B Studie 1978 1/43















1982 год. Основание компании Isdera GmbН


Шульц становится частным предпринимателем и открывает свою фирму, которую называет Isdera. Название Isdera является аббревиатурой от немецкого Ingenieurbüro für Styling Design und Racing (Конструкторское Бюро по дизайну и гонкам). Эмблемой марки был выбран парящий орел.
1982 год. Isdera Spyder
















Первой моделью новой фирмы стала Isdera Spyder 033i, которая была представлена широкой публике на Женевском автосалоне 1982 года.

Понимая, что с его мелкосерийными машинами могут возникать сложности в случае ремонта, Эберхард Шульц применял во всех своих автомобилях только агрегаты и узлы, которые использовались на автомобилях, изготавливаемых крупносерийно.








Автомобиль почти четырехметровой длины и высотой чуть больше метра представлял собой легкий спорткар с трубчатой рамой и стеклопластиковым открытым кузовом, независимыми двухрычажными подвесками и расположенным посередине двигателем от Volkswagen Golf объемом 1.8 литра и мощностью 136 л.с. С ним сагрегатирована 5-ступенчатая МКПП.

Максимальная скорость автомобиля составила 205 км/ч, а разгон до "сотни" у легкого родстера весом 900 кг – всего 7,5 секунды. В 1985 году появляется модернизированная версия Spyder 033-16, в которой применяют уже 2.3-литровый рядный 4-цилиндровый двигатель Daimler Benz M 102 E 23/2 мощностью 185 л.с. С ним потяжелевший на 20 кг автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 5,5 секунды, а максимальная скорость достигает 232 км/ч.

Вершиной эволюции стал представленный в 1987 году Spyder 036i, оснащенный 6-цилиндровым двигателем Daimler-Benz M 104.981 мощностью 228 л.с. В паре с ним работает МКПП-5 производства фирмы ZF. Максимальная скорость автомобиля весом 960 кг составляет 262 км/ч, а разгон до "сотни" занимает 5 секунд.

В 43-м :
ISDERA Spyder 036i als Resine Modell ручная работа






Всего с 1982 по 1992 год было построено в общей сложности 17 автомобилей, а заводская цена в 1990-м году составляла 199 500 марок.

1984 год. Isdera Imperator


В 1984 году на Женевском автосалоне дебютирует Isdera Imperator 108i, который является подготовленным к серийному производству Mercedes-Benz CW311. Кузов автомобиля представлял собой трубчатый каркас с закрепленными на нем стеклопластиковыми кузовными панелями. К нему крепились независимые двухрычажные подвески передних и задних колес. Перед задней осью разместился пятилитровый V8 Mercedes-Benz M177 мощностью 235 л.с. (417 Н∙м), с которым сагрегатирована пятиступенчатая механическая КПП ZF.









в 43-м:
sdera Imperator 108i Resin Handmade Model Car Kit



Несмотря на не самый мощный двигатель, легкий (всего 1 250 кг) Imperator 108i мог разогнаться до 262 км/ч, а первую "сотню" разменивал за 5,9 секунды. Автомобиль оснащали кожаными сиденьями с электроприводом, кондиционером, продвинутой аудиосистемой высокого класса.












в 43-м:
MODELLAUTOS SAMMELN UND BAUEN ISDERA Imperator 108i als Prototyp





Шульц понимал, что за фантастическую цену почти 380 000 марок, за которую он предлагал свой автомобиль, нужна не только неординарная внешность с дверьми типа "крыло чайки" и перископом заднего вида вместо зеркал, но и более высокие динамические показатели.

в 43-м:
SPARK-MODEL - ISDERA - IMPERATOR 108i COUPE 1984










В 1985 году автомобиль получает 5.5-литровый двигатель Mercedes V8 мощностью 300 л.с. Потяжелевший до 1 380 кг автомобиль разменивал "сотню" за 5,5 секунд, а максимальная скорость достигала 277 км/ч. В 1989 году "Император" получил новый шестилитровый двигатель V8 мощностью 385 л.с., подготовленный мотористами AMG, с которым автомобиль смог разогнаться до 314 км/ч.









В 1991 году машину модернизировали. Основными внешними изменениями стали зеркала заднего вида вместо перископа, передние фары с электроподъемниками и выведенные вбок перед задней осью выхлопные трубы. Машину оснастили 330-сильной "восьмеркой", с которой она могла разогнаться до скорости 292 км/ч. Цена 400 000 марок отпугивала покупателей, а сама машина оказалась устаревшей на фоне новых многочисленных конкурентов.
































Всего за годы производства было выпущено 30 "Императоров".

в 43-м:
MODELLAUTOS SAMMELN UND BAUEN ISDERA ISDERA Imperator 108i II als Resine Modell





1993 год. Isdera Commendatore 112i


В 1993 году на Франкфуртском автосалоне компания представила совершенно новый суперкар под названием Commendatore 112i. Автомобиль получил свое имя в честь великого итальянского конструктора Энцо Феррари, имевшего прозвище "Коммендаторе" (в переводе с итальянского – Командор). В разработку автомобиля Шульцем было вложено более 4 миллионов марок.







Таких затрат потребовали новейшие по тем временам электронные системы управления, такие как аэродинамический тормоз (при нажатии на педаль тормоза, задний спойлер поднимался на больший угол, чтобы создать дополнительное аэродинамическое сопротивление и увеличить нагрузку на заднюю ось) и регулируемая в зависимости от скорости подвеска (на больших скоростях клиренс автомобиля автоматически понижался). Дизайн автомобиля получился динамичным и запоминающимся: длинный задний свес, созданный с оглядкой на длиннохвостые ле-мановские Porsche 917, а в обтекаемый передок были органично вписаны фары от Porsche 968.







Не обошлось и без привычных для Исдеры дверей типа "крыло чайки", а дополняют их две откидывающиеся вверх крышки моторного отсека. Под ними уютно устроился 6-литровый V12, взятый от новейшего по тем временам знаменитого Mercedes S600 в кузове W140. Могучий 408-сильный двигатель без труда разгонял "Командора" до 340 км/ч, а разгон до "сотни" занимал всего 4,5 секунды.









Конструкция машины привычна для Исдеры: алюминиевая трубчатая рама, внешние панели кузова из стеклопластика и кевлара, независимые подвески спереди и сзади. Вес автомобиля составил всего 1 450 кг. Предполагалось начать мелкосерийное производство автомобиля, цена которого составила бы 450 000 долларов.

В 43-м:
1993 Isdera Commendatore 112i от BOS models в 143


























К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Производство модели так и не было начато из-за нехватки финансирования – построили всего лишь один выставочный образец. Лишь в 1999 году компания смогла построить второй образец, который был назван Silver Arrow C112i в честь легендарных "Серебряных стрел" Мерседеса.

в 18-м:
CMF 118 ISDERA COMMENDATORE 112I 1993








Место 6-литрового двигателя занял монструозный 7-литровый V12, собранный мотористами AMG. 620-сильный гигант был сагрегатирован с 6-ступенчатой МКПП, шутя разгоняя потяжелевшую на 200 кг Исдеру до 370 км/ч. Время разгона от нуля до "сотни" сократилось на целую секунду: 3,6 против 4,7 у "Командора".

Цена автомобиля составила 620 000 долларов. Автомобиль, как и его предшественник, был построен в одном экземпляре и куплен бизнесменом из Швейцарии, пожелавшим остаться неизвестным. В 2005 году этот автомобиль продавался на интернет-аукционе eBay за 3 миллиона долларов, но так и не смог найти себе нового владельца, готового выложить такую сумму за эксклюзив.

2006 год. Isdera Autobahnkurier 116i


Построить такой автомобиль Шульц мечтал более 20 лет разработка машины была начата еще в 1984 году. Дизайн был выполнен в стиле немецких автомобилей 30-х годов прошлого века, а основным объектом для вдохновения стал легендарный Mercedes 540K, который по меркам тех лет был недосягаем для конкурентов по части прогрессивности.








Габариты "наследника" 2006 года впечатляли: 5,6 метра в длину и 2 метра в ширину. Причем большую длину занимал длиннющий капот, а кузов пассажирского салона вообще взяли от Жука, предварительно облагородив его отделкой ценными породами дерева и кожей тонкой выделки. Разумеется, не обошлось без электроприводов и установки кондиционера и высококлассной аудиосистемы. Под капотом прячутся два (!) 5 литровых V8 от Mercedes S-Klasse W126, расположенных тандемом, друг за другом, что является серьезным отличием от других двухмоторных автомобилей.





Причем автомобиль был полноприводным: передний двигатель приводит переднюю ось, а расположенный за ним мотор – заднюю. Общая мощность силовой установки – 600 л.с., что позволяет разогнать автомобиль массой свыше 2,5 тонн до скорости 240 км/ч, а разгон до "сотни" занимает 8 секунд. Автомобиль не выпускался серийно – единственный экземпляр хранится в гараже Шульца.



Последние пятнадцать лет  компания Isdera провела в забвении и занималась в основном сервисом и реставрацией своих же старых машин. Но в 2017 году у детища инженера Эберхарда Шульца началась новая жизнь. Издеру приобрел гонконгский инвестиционный фонд Sinfonia, компания перебралась из Хильдесхайма в новую штаб-квартиру, которая находится в городке Саарвеллинген близ франко-немецкой границы. Теперь в распоряжении Шульца есть просторные цеха и современное оборудование, однако основным заказчиком стала китайская компания WM Motor. Немецкая Isdera занимается разработкой и доводкой электромобилей под маркой Weltmeister, первая модель уже готовится к производству — это кроссовер EX5, серийную версию которого показали на автосалоне в Пекине 2018.








Есть в работе и другие машины, однако и о себе Эберхард Шульц не забывает: на китайской выставке также состоялась премьера нового суперкара Isdera!







Если не считать эффектный ретрокар Autobahnkurier, единственный экземпляр которого был собран в 2006 году, то купе Commendatore GT — первая новая Isdera за 25 лет! Однако о былом техническом родстве с Мерседесами можно забыть, равно как и вообще о двигателях внутреннего сгорания. Isdera Commendatore GT — первый электромобиль марки, а заодно и первый в ее истории суперкар с посадочной формулой 2+2.







Купе длиной 4920 мм внешне ничем не напоминает прежние модели марки: исчез даже характерный перископ на крыше. Зато, как заявляют разработчики, новая машина полностью оригинальная.
На каждой оси установлен 300-киловаттный электромотор: машина имеет полный привод и пиковую отдачу 816 л.с. и 1060 Нм. Тяговая батарея — емкостью 105 кВт∙ч, по новому циклу WLTP ее должно хватить на 500 км пробега. В «скоростном» режиме этот показатель, конечно же, будет намного меньше. От быстрого терминала аккумулятор можно зарядить на 80% за 35 минут.



Купе снаряженной массой 1750 кг способно разогнаться до 302 км/ч, однако ограничитель почему-то настроен на 250 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 3,7 с, а вторую «сотню» Commendatore GT разменивает за 9,8 с. При этом в салоне — дисплеи, сенсоры и нехарактерная для автомобилей Isdera дорогая отделка.





Построены уже две машины.









Думается, что с китайским финансированием проблем с организацией мелкосерийного производства быть не должно.
 Ведущий дизайнер - Gregor Gardavsky
 отец компании Исдера - Эберхард Шульц (Eberhard Shultz) (справа)

Комментарии