№101 Peugeot 205 T16

Вторую сотню  вкладышей Turbo открывает небольшой французский автомобиль

Peugeot 205 T16. 


Легендарный автомобиль группы "В", на котором были одержаны 16 побед из 26-ти.

Пежо 205 появился именно тогда, когда компания Peugeot была в шаге от банкротства. Никто в те годы даже представить не мог, что небольшой хэтч не только вытащит компанию из финансовых проблем, но и превратит Peugeot в одного из самых успешных автопроизводителей «Старого света».

Одной из тех компаний, которая подталкивала Peugeot к банкротству, стала не менее известная марка Renault. В те годы (середина-конец 1970-х годов) у Рено был существенный «козырь в рукаве» – модель Renault 5. Тогда этот небольшой 3,5-метровый автомобиль завоевал сердца покупателей благодаря грамотной компоновке, которая наделяла с виду небольшой хэтч весьма вместительным салоном. Кроме того, продуманная аэродинамика, низкий центр тяжести и масса делали этот автомобиль отличным сочетанием вместительности и динамики.


 Не удивительно, что именно Renault 5 и был главным вредителем для Peugeot. После недолгих совещаний в «логове льва» был дан старт разработке нового автомобиля, который должен был стать «убийцей» Renault 5. Будущий 205-й был обязан во всем превосходить детище от Renault, а заодно и “омолодить” круг потенциальных клиентов компании. В итоге две команды инженеров приступили к предварительным расчетам в 1977 году.


















Разрабатывая новый автомобиль, инженеры широко применяли наработки ранее купленных Peugeot компаний, таких, например, как Simca. Именно этой компанией была разработана компактная и эффективная передняя подвеска типа McPherson и задняя полунезависимая, торсионного типа.
В 43-м:
1986 PEUGEOT 205 GTi in Red 1/43 scale model by Norev



Peugeot 205 стал одним из первых серийных автомобилей, проектирование которого осуществлялось с помощью компьютерных систем. В частности именно при помощи компьютеров инженерам удалось просчитать необходимый запас прочности силовых элементов кузова. А это в свою очередь привело к существенному сокращению сварных швов.













Дебют нового автомобиля состоялся 24 февраля 1983 года. Первые журналистские тест-драйвы показали то, что автомобиль оказался очень маневренным и комфортабельным. Даже гражданские версии со сравнительно небольшими моторами (от 1 до 1,4 литров), радовали покупателей приличной резвостью.
В 18-м:
Model Car Scale 1:18 Peugeot 205 Gti Diecast Car Model Norev White Coche







В автомобиле были применены самые современные технологии того времени. Под капотом (а точнее, багажником) был установлен четырехцилиндровый 1,8-литровый мотор, дополненный огромной турбиной от Garrett и развивающий 350 л.с. Сам двигатель был расположен как можно ближе к центральной части кузова, что обеспечивало превосходную управляемость. В таком исполнении 205 T16 провел весь сезон 1985 года.






























Выступление Ари Ватанена на ралли Монте-Карло того года создало эффект разорвавшейся бомбы. Его Peugeot 205 Т16 сумел опередить ближайших конкурентов в лице Audi на целых 8(!!!) минут! Такая ситуация повторилась на трех следующих этапах, а вот спец участки, расположенные в жаркой Африке, оказались детищу Peugeot не по силам.
В 18-м:
Otto Mobile - Scale 1/18 - Peugeot 205 T16 1000 Lakes 1984








Спустя некоторое время заводская команда выпускает на волю обновленного «зверя» в лице Peugeot 205 T16 Evo II. Инженеры существенно переработали двигатель, увеличив мощность до 450 л.с.(при 8000 об/мин, момент – 490 Нм), а также аэродинамику. Вес автомобиля был снижен до 910 кг, что позволяло «льву» разгонятся до первой сотни (причем по гравийному покрытию) за 4 секунды.





















Интересный факт: Из-за малого объема и большой турбины инженерам Peugeot пришлось пойти на целый ряд ухищрений. Так, все раллийные версии оснащались системой «антилаг», сутью которой был выброс не сгоревшего топлива во впускной коллектор с его последующим поджогом и взрывом. Это позволяло уже раскрученной турбине не снижать оборотов и, как следствие, давления наддува.
В 18-м:
SOLIDO 1:18 PEUGEOT 205 TURBO 16 `1986 RALLY MONTE CARLO

















Так начинается парад побед: Peugeot выигрывает ралли Греция, Новая Зеландия, Аргентина, Финляндия и Кот-Д’Ивуар. Только на ралли Великобритания T16 получил серьезного соперника. Им стала Lancia Delta S4, выигравшая тогда это ралли. Но “двести пятый” не сдавался.




Победы «пыжа» продолжаются, а сам автомобиль постоянно модернизируется. Последней успешной раллийной модификацией Peugeot 205 стала версия с индексом Turbo 16. Этого монстра можно было узнать сразу – такого огромного количества спойлеров и антикрыльев больше не было ни у кого.

Первой «заряженной» версией «двести пятого» стала модель с индексом GTI. Автомобиль был выпущен уже через год после дебюта серийной малолитражки. Несмотря на свой небольшой размер, внешне «заряженный» хэтч выделял стильный кузов, который пестрил спортивными акцентами. По периметру кузова проходил толстый молдинг с красной полосой, который отлично сочетался хоть и с простыми но, тем не менее, легкосплавными дисками.

Под капотом был установлен 1,6-литровый бензиновый мотор, развивающий скромные 105 л.с. Данный двигатель без особых проблем позволял разогнать легкий кузов «двести пятого» до 100 км/ч за 9,6 секунды. Позже появилась модификация со 130-сильным мотором объемом 1,9 литра.































Но самой интересной версией остается омологированная версия Peugeot 205 Turbo 16, выпущенная ограниченным тиражом в 200 экземпляров - на вкладыше один из 180 автомобилей Peugeot 205 T16 (серия P21-P200), которые компания Пежо выпустила на дороги для омологации раллийного монстра группы «В». Все эти автомобили были окрашены в одинаковый тёмно-серый цвет. Первые 20 машин серии (P1-P20) окрасили белым для презентационных целей.
В 18-м:
OTTOmobile PEUGEOT 205 T16 SERIE 200









PEUGEOT 205 T16 SERIE 200 WHITE












Как и раллийный монстр группы «В», дорожный хэтч получил среднемоторную компоновку, а также узнаваемый внешний вид. Мощность двигателя мелкосерийной версии была снижена до 200 л.с., сделано это было специально, так как система полного привода и сравнительно короткая база делали автомобиль крайне непростым в управлении для обычного водителя.
В 43-м:
PEUGEOT 205 T16 ROAD VERSION 1984 DARK SILVER


Детище французов из Peugeot вошло в автомобильную историю как один из величайших раллийных автомобилей. Кроме того, именно Peugeot 205 стал последним победителем распущенной вскоре раллийной группы «B».

После закрытия группы "В" 205-е продолжили славную спортивную карьеру в ралли-рейдах и марафонах. Информации в Сети об этом предостаточно.

 Но заводские гоночные команды – сложная штука. В отличие от фанатов автоспорта они не трясутся над каждой машиной, не ценят тот или иной конкретный образец. Одним из ярких примеров безжалостного и равнодушного отношения к технике может послужить Peugeot Talbot Sport – заводская команда французского концерна времён конца 80-х годов прошлого века.
С 1983 по 1986 год внимание команды было сосредоточено на классическом ралли, затем добавилась американская гонка Pikes Peak и ралли-рейды. Для всех трёх направлений необходимо было строить автомобили, но… зачем, если можно попросту допиливать старые, уничтожая их прошлое?
В конце 1986 года, когда эпоха раллийных автомобилей группы Б закончилась, французы распилили пополам несколько легендарных машин. Зачем? Механики вварили в кузов тридцатисантиметровую проставку, в которую помещался огромный 350-литровый бензобак – раллийный автомобиль переквалифицировался в ралли-рейдовый.


 Так появились удлинённые «двести-пятые».

В 43-м:
NOREV: PEUGEOT 205 Turbo 16 A. Vatanen/B. Giroux #205 winner Dakar 1987






Для гонки Pikes Peak 1987 года Peugeot подготовила три машины модели 205 turbo 16. Привычный облик французских машинок серьёзно видоизменился – они ощетинились спойлерами и стали выглядеть ещё злее!Гонка прошла весьма неплохо – Ватанен занял второе место, Занусси стал третьим, а Мехта – четвёртым. Но ни одной из трёх этих машин больше не существует! Точнее они есть, но совсем не такие.
В 24-м:
PEUGEOT 205 T16 2ND PIKES PEAK 1987 - TRANSKIT Renaissance





Ватанен и Занусси выступали на новеньких шасси C224 и C225 – эти автомобили никогда не участвовали в ралли, их строили специально для Pikes Peak. Мехте же досталась переделанная из раллийной машина с номером шасси C218 – на ней Юха Канккунен выиграл в 1986 году Ралли Новая Зеландия, но разве это кого-то в команде волновало? Всего-то последняя победа финна в сезоне и в целом за рулём машин группы "B", чего тут такого?

Итак, Pikes Peak 1987 года состоялась. Результаты отличные. Как поступить с машинами? Может хотя бы одну передать в музей компании? Оставить на память? Сохранить в качестве приятных воспоминаний? Если вы так подумали, то вы ничего не понимаете в работе заводских команд. Peugeot переделала машины Ватанена и Занусси, а автомобиль Мехты… продала!

В 1988 и 1989 году в гонке Pikes Peak приняли участие две совершенно фантастические машины Peugeot 405 turbo 16 Pikes Peak. Множество аэродинамических элементов, полный привод и все управляемые(!) колёса. Космос? Да, только никто из зрителей не догадывался, что это те самые C224 и C225, на которых Ватанен и Занусси выступали здесь же в 1987 году.

Машину же Мехты купил Ги Фрекелен. Он сделал из неё ралли-кроссовый автомобиль и выиграл титул чемпиона Франции 1988 года. После чего продал Филиппу Вамбергу – тот стал чемпионом в 1989 году и тоже продал машину. Кому бы вы думали? В музей! Наконец-то кто-то решил сохранить автомобиль для потомков. Но уже после продажи автомобиль угнали и не могут найти до сих пор.
Живых Peugeot 205 turbo 16 (как первой, так и второй эволюции) осталось совсем немного – их и сделано-то было 22 и 25 соответственно, при этом шесть было уничтожено в авариях, один в угоне, семь переделано в рейдовые и «четыреста-пятые», несколько стоят в музеях и частных коллекциях, а часть исчезла в неизвестном направлении.

Теперь, надеюсь, вам понятно, откуда берутся такие цены на аукционах? А ведь выжить могло значительно больше машин, но Peugeot убила их самостоятельно…


Комментарии