№44 PORSCHE 928



Как это ни парадоксально, но Porsche 928 по сей день считается нетипичной моделью марки. Ну конечно, тут же нет бодрой тарахтелки воздушного охлаждения в заднем свесе. И, тем не менее, машина выпускалась на протяжении восемнадцати лет без существенных изменений. Но так и не стала заменой для "911".

В Женеве 1977 года Porsche представил свой второй (после "924") автомобиль почти классической компоновки, на разработку которого ушло приличных шесть лет. Почти классической потому, что мотор был впереди, а ведущие колеса - задние, но коробка передач соединялась с главной передачей и располагалась вдоль перед задним мостом.

В случае с моделью "928" речь шла о люксовом спорткаре класса GT, который должен был побаловать главным образом американских покупателей. Купе стало наиболее крупной моделью Porsche того времени: длина - 4,45 м, ширина - 1,84 м, и высота - 1,31 м. Его дизайн даже по прошествии 40 лет делит людей на противоположные лагери. Одни восхищаются его чистыми линиями, опередившие время, другие - наоборот.

А нарисовал машину Вольфганг Мёбиус под руководством шеф-стилиста той поры Анатоля Лапина. Уже тогда среди специалистов по стилю возникли разногласия (мягко говоря, многие считали такой дизайн спорным).

Например, Эберхард Шульц, работавший в той команде, даже сейчас дает отнюдь не лестную оценку: "Машина выглядит словно размазанная черепаха". Кстати, позднее господин Шульц основал знаменитую мануфактуру суперкаров Isdera.





Раз уж в кадре засветилась модель - с неё и начнем:

в 18-м:

AutoArt 1-18 Porsche 928



Для новой модели "928" компания использовала довольно радикальные скругленные формы кузова. Он был по большей части из гальванизированной стали, но двери, передние крылья и капот были выполнены из алюминия для снижения веса машины.

Дизайнеры великолепно поработали над внешностью купе. Силуэт «928-й» поражал своей стремительностью, в профиле автомобиля не было ничего лишнего, и ничто не нарушало гармонию дизайна. Длинный капот, заостренная носовая часть и «хищные» круглые фары сразу определили прозвище – «акула». «Акулий нос» получился благодаря интегрированному пластиковому бамперу. Особенно привлекали внимание необычные круглые выдвижные фары - в стиле «Lamborghini Miura». Еще одна общая черта с «Lamborghini» – «телефонные» диски, прозванные так за схожесть с барабаном телефона.. Специфические задние фонари, сгруппированные из функциональных квартетов разного цвета, также добавляли особые черты к экстерьеру машины. Пространство между ними заполняла рельефная надпись Porsche.

Длинный и низкий капот соответствовал жанру, а вот задние боковые окошки, перетекающие в крышку багажника, стали откровением для марки. Подобное решение в те годы применял разве что заокеанский AMC Pacer, появившийся в 1975-м.

Энергопоглощающие элементы бамперов 928-го скрывались под изящными пластиковыми кожухами, что придавало особую законченность объему. Легкий обратный наклон передней кромки кузова и динамичный силуэт дали повод для удачного прозвища "Акула".

в 43-м:

Porsche 928 blue 1-43 AUTOart




Porsche 928 был очень продвинутым в техническом плане. Блок цилиндров 4.5-литрового мотора был отлит из алюминиевого сплава. Оснащенный инжектором «Bosch» он развивал 240 л.с., а вот американцам двигатель дефорсировали до 220 л.с. - для соответствия более строгим экологическим нормам. На выбор предлагали 5-ступенчатую механическую КПП или 4-ступенчатый «автомат» производства Mercedes-Benz. Последний пользовался особой популярностью в США.

Кроме нового двигателя V8, этот автомобиль был также оснащен инновационной задней подвеской «Weissach» с управляемыми задними колесами, которые поворачивались на небольшой угол. Умеренная колесная база выдавала в 928-м спорткар. Передние колеса подвешивались на двойных поперечных рычагах, задние держались за счет верхнего поперечного рычага и разветвленного нижнего (сочетались поперечное и косое плечи), которые крепились к компактному подрамнику.

Причем пружина с амортизатором размещались позади верхнего рычага. Непростая конструкция с пассивным подруливанием задних колес получила название "Ось Вайсах" в честь местечка, где размещались научно-исследовательский центр и гоночное подразделение. Это новшество обеспечило великолепную управляемость на высоких скоростях.Все тормозные диски имели внутреннее охлаждение.

Идеальное распределение веса по осям (50:50) обеспечивала компоновка типа «transaxle». То есть, двигатель располагался спереди продольно, а коробка передач – в районе задней оси перед главной передачей (подобная схема была реализована на компактном купе Alfa Romeo Giulietta 1954 года).

Европейская версия достигала скорости 235 км/ч. При разгоне до «сотни» за 7 секунд «928» заметно проигрывал своему «соплеменнику» Porsche 911. Но по комфорту езды он оставлял заднемоторного «собрата» далеко позади. В городе крутящий момент в 363 Н*м (при 3600 оборотах в минуту) обеспечивал мотору V8 превосходную эластичность.

в 43-м: 

Porsche 928 model made by Solido with Ref.





Реечное рулевое управление обладало интересной особенностью: регулируемый по высоте руль перемещался вместе с приборами, что давало их отличную видимость. Не меньшей диковинкой был настраиваемый по длине педальный узел. Вместимость скромного багажного отделения компания указывать стеснялась, хотя дотошные швейцарские каталоги Automobil Revue четко указывали двойное значение: 200/400 л.

Чтобы увеличить погрузочный объем, надо было сложить верхние части спинок сидений второго (фактически детского) ряда. Скорее всего, второе значение относилось к загрузке под завязку, то есть до стекла багажного люка.

Купе весило всего 1450 кг и достигало максимальной скорости 230 км/ч. Первая сотня покорялась в течение 7,2 с. По меркам сегодняшнего дня – ничего особенного, но не забываем портрет типичного покупателя. На каждую сотню километров спорткар, оснащенный механической КПП, расходовал 11,9 л бензина. С "автоматом" средний аппетит достигал 13,3 л. При этом завод не поскупился на нормальный топливный бак объемом 86 литров.

Продажи радикальной новинки Porsche начались в июне 1977 года. Оснащение по тем временам считалось богатым: тахометр, темпомат (круиз-контроль по-нынешнему), радио, люк с электроприводом, заднее окно с обогревом и стеклоочистителем. Присутствовал даже опрыскиватель фар. Но вот внешнее зеркало ставилось лишь со стороны водителя. За доплату можно было попросить сиденья с электроприводом.

Автомобиль этой версии стал героем вкладыша Турбо под номером 44.

Porsche 928 оказался настолько впечатляющим, что выиграл престижный европейский титул "Автомобиля года 1978" набрав 261 балл, опередив BMW 7-й серии (231 балл) и Ford Granada (203 балла). В то время жюри конкурса еще вознаграждало техническое совершенство.

Кстати, за всю историю "Автомобиля года" похожий по дороговизне автомобиль выигрывал этот конкурс лишь в 1974 году – это был авангардный Mercedes-Benz 450 SEL (по прозвищу "губатый" из-за двухъярусных бамперов).




Porsche 928 S (1979)

К концу 1970-х топливный кризис постепенно начал сходить на «нет», и в компании «Порше» начали думать о повышении мощности своей «928-й» модели. 240 «лошадей» уже было явно маловато.

Для решения этой задачи поступили следующим образом: увеличили диаметр поршней, от чего объем мотора вырос с 4174 до 4664 куб.см; также была увеличена степень сжатия с 8,5 до 10,4 и модернизирована система питания. В итоге, с мотора «сняли» 300 «лошадей» при 5900 оборотах и крутящий момент – 385 при 4500 оборотах. Максимальная скорость возросла до 245 км/ч, а разгон до 100 км/ч сократился на полсекунды. Модификация получила индекс «928 S» и поступила на рынок в 1979 году. С возросшими техническими показателями, авторитет автомобилей «Порше» поднялся на новый уровень. Но США, как и раньше, не почувствовали всей прелести нового мотора – там мощность подняли всего до 234 л.с.

в 43-м: 

Minichamps 1-43 1979 Porsche 928 S



C 1979 по 1982 год модели «928» и «928 S» выпускались параллельно, но в 1982 году на конвейере оставили только «928 S».

В 1983 году появляется очередная модификация – 928 S2. Двигатель «S2» оснастили новой системой впрыска Bosch Jetronic. С новым инжектором мощность возросла до 310 л.с. На американском рынке этот мотор появился в 1984 году, но мощность у него была меньше – 290 л.с.

Этой версии суждено было стать первым Porsche с ABS. К тому же, именно «S2», преподнесли в подарок Фердинанду Порше на 75-летие - Porsche 928 S Viersitzer. Он есть в лепцигской экспозиции. Автомобиль профессора Ферри Порше для удобства повседневного использования, в качестве комфортного семейного автомобиля, оснастили задним рядом сидений. Несведущие могли принять его за универсал для пенсионеров. На самом деле Porsche 928 S Viersitzer имел 5-литровый мотор мощностью 320 л.с. и был способен разогнаться до 270 км/ч и меньше, чем за 7 секунд достичь сотни. На Porsche 928 S Viersitzer впервые пробовали устанавливать трансмиссию с двумя сцеплениями.




Интересно, что в 928-м семействе было несколько прототипов с распашными задними дверями. Но, ни один из них не пошел в серийное производство. По той простой причине, что еще не настало время. Многие, наверное, помнят, сколько разговоров было о нетипичном, а то и о неправильном Porsche под названием Panamera. А ведь ее прототипом был именно 928-й. Он яркий представитель Gran Turismo.

в 43-м:

Есть модель одного из таких прототипов. Вернее это кит для сборки. Продается тут: http://www.modelk.com

kit Porsche 928 H50 Sedan LWB 4 doors




Кстати, знаете, как переводится Viersitzer? Четырехместный самолет!

Кроме такой версии есть еще одна экзотика - пикап порше 928 S.


Модель в 43-м масштабе также продается в виде кита

kit Porsche 928 S pickup



Так же существует и такая экзотика - шестиколесный порше 928 пикап (моделей не нашел).



Немецкий автомобильный журнал Auto Motor und Sport, 24/1982 упоминает и о такой версии "эски":




в 43-м 

PREMIUM-X - PORSCHE - 928 S KOMBI ARTZ 1979



Из всех выпущенных модификаций именно на долю "928 S" выпал наибольший успех: до августа 1986 года предприятие в Цюффенхаузене собрало 37 009 экземпляров, включая британский вариант S2. Для сравнения: стандартных "928" за пять лет сделали всего 17 669 штук.

В 1981 году Эрнста Фурманна сменил Петер Шульц, переориентировавший планы компании. Фанаты легендарной "911" вздохнули с облегчением, узнав о намерении Porsche продлить жизнь этой серии. Вообще же, клиенты того периода получили отличный выбор моделей, включавший также переднемоторные 924 (позднее 944).

В 1987 году новый 928 S4 получил 5,0-литровый V8 - как изначально и предполагалось еще в 1970-х. С модернизированной головкой блока и четырьмя клапанами на цилиндр он развивал уже 320 л.с. В двигателе V8 использовались клапаны большего размера и впускной коллектор переменной длины, использовавший эффект резонанса. С новым мотором максимальная скорость достигла 274 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 5,7 с.

Причем распредвалы выпускных клапанов по-прежнему приводил ремень, а работой впускных – заведовала цепь.



Модель "928 S4" отличалась от "928 S" и внешне. Она получила более обтекаемую фронтальную часть и регулируемое заднее антикрыло, увеличившее длину кузова до 4,52 м. Подверглась изменениям и оптика. Передние и задние огни слились в единые секции, причем задние увеличились в размерах.

Лучшее замедление обновленному спорткару давали усовершенствованные тормоза Brembo с четырехпоршневыми суппортами и системой ABS. Автомобиль оснащался 16-дюймовыми семиспицевыми колесами Club Sport.

Все кресла, стекла дверей и внешние зеркала настраивались сервоприводами. До 1991 года компания выпустила свыше 15 тысяч "928 S4" и островных праворульных "928 SE", включая серию облегченных Clubsport (1988), разгонявшихся до 276 км/ч.

Для ценителей скорости выпустили ограниченную версию S4 Club Sport. Из салона убрали электроприводы, центральный замок, часть шумоизоляции и даже зеркало заднего вида со стороны пассажира. Результат – снижение веса на 180 кг. Установка специальных поршней и распредвалов существенно повысили отдачу мотора. Club Sport поставляли только с механической трансмиссией и блокируемым на 40% дифференциалом от фирмы ZF. Но спартанская модель, в силу своей специфики, не привлекла большого внимания покупателей (продали всего 19 автомобилей). Поэтому решили сделать промежуточную версию – более комфортабельную, чем «Club Sport», однако, более легкую и быструю, чем S4. И в 1990 году презентовали 928 GT с мотором мощностью 330 л.с.

в 43-м:

SPARK PORSCHE 928 S4 GUARDS (INDISCH) RED 1-43 RECORD DRIVE BONNEVILLE ED.



В названии этой модели упоминается следующее: RECORD DRIVE BONNEVILLE ED.

Почему? 

7 августа 1986 Американский гонщик Аль Холберт установил рекорд скорости на озере Bonneville на прототипе 928 S4. автомобиль прошел одну милю со скоростью 171.110 миль в час (275,37 км/ч) и дистанцию в 1 километр показав скорость 171.926 миль в час (276,69 км/ч). Таким образом 928 S4 1987 г. стал самым быстрым в мире серийным автомобилем без турбонаддува.

15 сентября 2011г автогонщик и владелец 928 Motorsports, LLC. Карл Фосетта установил мировой рекорд "самый быстрый Porsche 928 в истории человечества" на автомобиле PORSCHE 928 S4, на который был установлен доработанный командой 928 Motorsports 6,5 литровый двигатель, на соляном озере Бонневиль установил рекорд скорости в 216.63537 миль в час (348,6 км/ч).


в 43-м:

Porsche 928 S4 Bonneville Land Speed Record 1-43 Truescale Miniature


В июле 1991 года на арену вышел преемник "928 GTS" с двигателем объемом 5397 см куб., развивавшим 350 "лошадей" и 500 Нм. Наращивания объема инженеры достигли увеличением хода поршня от 78,9 до 85,9 мм. Кузов почти не изменился, разве что задние крылья пришлось слегка расширить для того, чтобы вместить обувку размером 255/40 R17 (колея возросла на 60 мм). Из дополнительного оборудования предлагались автоматическая коробка и самоблокирующийся дифференциал.

Невзирая на суровый спортивный потенциал, "928 GTS" не утратил комфортабельности. В оснащение вошли кондиционер, люк, аудиосистема с CD-проигрывателем и 10 динамиками. Версия осталась в производстве до середины 90-х гг., хотя серийность в отношении GTS весьма условна: три автомобиля в день, итого - 2831 экземпляр.


928 GTS — последний «Порше» в тяжелом весе был представлен в 1991 году и являл собой «сплав бескомпромиссной мощи, красоты и роскоши». Компания действительно приложила много сил, чтобы улучшить качество изготовления и обработку, надеясь, что наиболее роскошная модель в истории «Порше» оставит хорошую память.

в 43-м:

Porsche 928 GTS metallic blue 1-43 Spark


Однако, через несколько лет после начала выпуска продажи машины оставляли желать лучшего, особенно в США, где из-за высоких цен они были очень низки. С самого начала модели «928» пришлось бороться за внимание покупателей, а в 1990-х годах фирма выпускала их ничтожно малое количество. Однако, главная угроза выживанию возникла со стороны конкурентов.

в 43-м:

Porsche 928 GTS (1-43, SPARK)


В 1989 году «Mercedes-Benz» запустил в производство великолепный «500SL». Этот автомобиль, — почти с такой же скоростью, как Porsche, но более удобный и дешевый — был более привлекателен. В 1990 году компания BMW явила публике свою спортивную «850i», что еще больше ухудшило ситуацию с продажами «928». Перспективы развития рынка «928» стали туманными - объём производства катастрофически упал. Фирма собирала менее тысячи автомобилей в год, а в середине 1990-х — по одному в день. Итог – в 1995 году «Порше 928» ушел с рынка.

в 18-м: 

GT Spirit 1-18 1992 Porsche 928 GTS Scale Mode


Модель 928 S4 была доработана таким метром как KOENIG:




в 43-м:

PORSCHE 928 S4 KOENIG 1-43 kit. Made by alezan




В свое время автомобиль PORSCHE 928 стал героем шоу Кларксона "Топ Гир". В студию был приглашен и дизайнер данного автомобиля. 
Как всегда, ведущими дизайн этого автомобиля был высмеян. 
Однако в последствии отношении Кларксона к этой машине (вернее уже к версии GT) изменилось полностью:



Комментарии