№134 Fiat Panda 4×4 Sisley
Все мы знаем о существованиии огромных и мощных внедорожников, либо специально подготовленных для участия в соревнованиях автомобилях. Но то что существуют полноценные покорители грязи, снега и песка на базе микролитражек знают не все. Это не творения безумных тюнеров, это - серийные автомобили. Одним из таких является герой вкладыша Turbo №134
Базовая модель Fiat Panda была представлена в прессе в 1979 году, но продажи начались в 1980 году в преддверии ее показа на Женевском автосалоне. Дизайн разработан студией Ital Design.
Джорджетто Джуджаро сравнил автомобиль с парой джинсов: простой и практичный автомобиль без излишеств, как элемент повседневной одежды.
Новая модель заняла нишу между 126 и 127 моделью. От этих моделей новый автомобиль унаследовал большое количество узлов и агрегатов. Двигатели и трансмиссии использовались от модели 127, но существовали версии с двигателем воздушного охлаждения от модели 126. Техническая составляющая автомобиля была максимально упрощена. Со временем вносились многие модернизации, но концепция простоты и надежности продолжала сохраняться на протяжении всего периода производства Fiat Panda.
В 43-м:
Салон имел множество вариантов трансформации, вплоть до полностью убранных сидений для максимального багажного объема. Автомобили из первых партий получили съёмную обивку сидений из легомоющегося материала. Внутренние панели обшивки кузова, приборная панель, стекла были сделаны плоскими для удешевления производства. Стекла правой и левой двери - взаимозаменяемы. Существовал вариант с матерчатым частично складным верхом, как у некоторых французских производителей малолитражек.
В начале продаж были доступны две версии: "Panda 30" с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 652 кубических сантиметра, от Fiat 126, расположенным продольно, и "Panda 45" с четырехцилиндровым поперечно расположенным двигателем жидкостного охлаждения объёмом 903 см*3 от Fiat 127.
Так как в данных версиях расположение двигателя и систем его охлаждения было различным, то внешне автомобили различались различным расположением прорезей на решетке радиаторной панели. на 45-й прорези располагались справа, на 30-й - слева.
В 24-м:
Маленький, дешевый, простой в обслуживании автомобиль быстро стал популярным в Европе. В 1981 году он получил второе место в номинации "Автомобиль года", уступив Ford Escort Mark III.
В 43-м:
В сентябре 1982 года появилась модель "Panda 34" с двигателем 850 см*3 водяного охлаждения. Эта версия в основном предназначалась для рынков Франции, Бельгии, Германии и Нидерландов. На Парижском автосалоне 1982 года была представлена также модель "45 Супер". Модель отличалась не только улучшенной отделкой салона, но еще многими техническими усоврешенствованиями. Главным из них была новая пятиступенчатая коробка передач. На модели "Супер" начали устанавливать пластиковую решетку радиатора в общем корпоративном стиле Fiat.
В 64-м:
В июне 1983 был запущен в производство полноприводный автомобиль "4х4 Panda". Автомобиль получил двигатель объёмом 965 см*3 мощностью 48 л.с. от модели Autobianchi A112.
Разработкой полноприводной трансмиссии занялась австрийская компания Steyr-Puch, занимающаяся разработкой и производством полноприводной техники, в том числе и военной, а также производящей тот самый Гелендваген! Они поставляли сцепление, коробку передач, коробку отбора мощности, карданный вал из трех частей, задний мост, включая дифференциал и тормоза на завод в Термини-Имересе, где это все устанавливалось на усиленный кузов.
В 1986 году вся линейка Panda прошла модернизацию. Автомобили получили новые и улучшенные двигатели, была переработана задняя подвеска - теперь она стала независимой и лишилась листовых рессор. Большинство деталей от модернизированной модели уже не заменялись деталями от предыдущих версий. Но модель "4х4" значительных изменений не получила. Это, скорее всего, было связанно с нежеланием препроектировать систему полного привода. Был улучшен интерьер, кузов дополнительно усилен и полностью оцинкован - до этого кузова были слишком подвержены коррозии. Быда изменена форма задней панели и задних крыльев, которые теперь больше походили по стилю к передним. В дверях исчезли глухие треугольные форточки, их заменили полностью опускающимся стеклом на всю ширину проёма.
В 1987 году вышла ограниченная версия "4x4 Sisley". Технически это оставался все тот же полноприводный автомобиль, но отличия были в отделке. Кузов окрашивался в цвета металлик, на боковинах появились логотипы, на крыше - багажник. Передние фары обзавелись омывателями. Штампованные колесные диски выкрашивались в белый цвет. Отделка салона - Sisleу.
Изначально планировалось выпустить ограниченную версию в 500 экземпляров, но комплектация получила популярность и вскоре стала базовой для полноприводных моделей.
В 43-м:
Модернизация автомобилей семейства Panda проводилось постоянно на протяжении всего выпуска. появлялись компактные грузовые версии, увеличенные грузопассажирские фургоны, автомобили получали новые двигатели, в том числе и дизельные малого объема, но, повторюсь, они всегда оставались простыми в обслуживании и ремонте, прочными, надежными и неприхотливыми. Этим они и полюбились покупателям.
Fiat 4x4 Panda оставался в производстве до 2003 года, пока семейство полностью не было снято с конвейера. За 23 года этот автомобиль стал самым продолжительно выпускаемым компактным полноприводным автомобилем.
В 2003 году Fiat выводит в производство новую Панду. Автомобиль не имеет технически ни чего общего с предыдущими моделями семейства. Изначально предполагалось назвать новый автомобиль "Gingo", но название было очень созвучно уже существовавшему на рынке Renault Twingo, поэтому, чтобы избежать сложностей при продаже, новому семейству дали имя Панда. Панда нужна была Фиату. Во время финансового кризиса компании новый недорогой автомобиль позволил выйти из сложной ситуации. 5 октября 2005 года с конвейера сошел 500 тысячный автомобиль, а 21 июля 2009 года уже 1,5 миллионный. Большая часть машин была продана в Италии. Невысокая стоимость способствовала государственным закупкам - Панды этого поколения поступали на службу в полицию, армию, лесничества, почту и т.д., в соответствующих для ведомств раскрасках. В линейке присутствует и полноприводная версия. Различные комплектации получают свои названия.
В 43-м:
Система полного привода, разработанная компанией GKN, устроена таким образом, что в обычном режиме Панда лапает только передними колесами – на них падает 98% крутящего момента. Однако стоит машинке чуть поскользнуться – как тотчас же срабатывает вискомуфта, и начинается форменная четырехколесица. Сама вискомуфта находится сзади и объединена с задним же дифференциалом в один агрегат.
Вместе с увеличенным дорожным просветом, бОльшими по размеру колесами, полноприводная версия получила и прибавку в весе почти в 100 кг. Возросли потери мощности на трение в трансмиссии и вращение больших колес, от этого снизилась динамика разгона, скоростные характеристики и расход топлива. Но ведь ни это для полноприводника главное.
В 24-м:
Для участия в рейд-марафоне Дакар 2007 заводом были подготовлены два автомобиля, получившие имя Fiat PanDAKAR. Автомобили участвовали в гонке в классе Т2. на машины были установлены 1,3 литровые турбодизели Multijet мощностью 105 л.с. Кроме двух гоночных автомобилей экспедиция завода включала техничку на базе Fiat Sedici и три грузовика Iveco с запчастями и необходимым снаряжением.
До финиша автомобили не добрались и сошли с дистанции на 4 этапе гонки.
В 2011 году на Франкфуртском автосалоне Fiat выпускает на рынок новое поколение Panda, которое производится с 2012 года по сегодняшний день. Новая модель базируется на платформе Fiat Mini.
Полноприводная Panda 4x4 была показана на Парижском автослоне 2012 года. Panda 4Х4 сохраняет фирменный двухобъемный силуэт с небольшим изломом линии крыши в районе задних окошек. В дизайне преобладают плавные линии и раздутые формы. Передняя выглядит весьма интересно: овальные фары хетчбэка сочетаются с узкой радиаторной решеткой и достаточно широким воздухозаборником в бампере. Впрочем, присутствуют и мускулистые расширенные колесные арки. Стиль задней части более сдержанный – довольно лаконичная пятая дверь и фонари в стойках крыши.
Вместе с тем, некоторые детали позволяют отличить Panda 4Х4 от стандартной модификации. Спереди и сзади заметны серебристые пластины защиты днища. Нижняя часть кузова и боковины прикрыты черными пластиковыми накладками. Таким образом, хетчбэк более похож на вседорожник. Кроме того, он укомплектован 15-дюймовыми легкосплавными дисками, а его дорожный просвет увеличен до 160 мм.
Полноприводной вариант позиционируют на вершине линейки Panda, а потому он неплохо укомплектован. Предусмотрены центральный замок, электростеклоподъемники, подогрев и электропривод зеркал заднего вида, кондиционер, CD-проигрыватель, связь Bluetooth. Также установлены 4 подушки безопасности и система стабилизации ESC. За доплату можно выбрать навигационную систему, панорамную крышу, технологию автоматического экстренного торможения Low Speed Collision Mitigation.
На выбор предлагают два двигателя с турбонаддувом. Бензиновый 0,9-литровый двухцилиндровый мотор TwinAir развивает 85 л. с. Он обладает весьма резвым характером и быстро раскручивается. Уже при 2000 об/мин доступен приличный крутящий момент в 145 Н·м, однако в специальном экономичном режиме он ограничивается на отметке в 100 Н·м. Но следует учитывать, что TwinAir довольно шумный, да и вибрации при его работе ощутимы, особенно по мере того, как стрелка тахометра приближается к максимальным 5500 об/мин. Разгон до 100 км/ч с ним занимает 12,1 с, а максимальная скорость – 166 км/ч. Благодаря технологии глушения мотора при остановках (Start&Stop) расход топлива составляет 5,9 л/100 км в городском циклее и 4,3 л/100 км – в загородном. Механическая 6-ступенчатая трансмиссия работает точно, а педаль сцепления легкая.
Альтернатива – 1,3-литровый 75-сильный турбодизель MultiJet. Он демонстрирует неплохую тягу уже с 1500 об/мин, ведь именно тогда доступны максимальные 190 Н·м крутящего момента. Динамика, однако, похуже, чем у бензиновой версии – 14,5 с до 100 км/ч. Зато этот мотор несколько тише, а главное – экономичнее. В городе он расходует 5,0 л/100 км, а на шоссе – 4,6 л/100 км.
Хетчбэк сохраняет главный свой козырь – маневренность. Диаметр его разворота – 9,7 м. На малых скоростях (до 35 км/ч) его рулевое управление способно работать в специальном режиме City – оно становится гораздо легче. В то же время по мере набора скорости руль наполняется тяжестью и прибавляет в точности. Длинноходая подвеска несколько мягче, чем у стандартного Panda и плавно поглощает большинство выбоин. Хотя в скоростных поворотах высокий автомобиль довольно-таки ощутимо кренится. Замедление неплохое так, как у Panda 4X4 сзади установлены дисковые тормоза, а у переднеприводной версии – барабанные. Кроме того, на больших скоростях в салоне довольно тихо, по меркам моделей А-класса.
Автомобиль третьего поколения стал базой для безумного автомобиля Fiat Panda 4x4 Monster Truck. Итальянская компания Mercurio Cinematografica скрестила компактный хэтчбек с шасси от монстр-трака. Само шасси — это серьёзно модифицированная версия Jeep CJ7, а высота получившегося агрегата — 3,9 метра.
Машина построена самими «фиатовцами» по специальному заказу кинематографистов, и создание монстр-трака заняло всего 2 недели. Самым сложным, как признаются конструкторы, было соединение органов управления «Панды» и соответствующих узлов американского шасси. Трак стал героем рекламного ролика, вышедшего в 2013 году — для него, собственно, и строился. По сюжету ролика четыре друга проводят уик-энд в горах. И их серийная Panda 4x4 для того, чтобы преодолеть препятствия, трансформируется в машину-монстра. А в конце водитель, полагая, что он всё ещё в обычной «Панде», выходит — и плюхается в снежный сугроб с высоты двух метров.
Fiat Panda Sisley 4x4
Базовая модель Fiat Panda была представлена в прессе в 1979 году, но продажи начались в 1980 году в преддверии ее показа на Женевском автосалоне. Дизайн разработан студией Ital Design.
Джорджетто Джуджаро сравнил автомобиль с парой джинсов: простой и практичный автомобиль без излишеств, как элемент повседневной одежды.
Новая модель заняла нишу между 126 и 127 моделью. От этих моделей новый автомобиль унаследовал большое количество узлов и агрегатов. Двигатели и трансмиссии использовались от модели 127, но существовали версии с двигателем воздушного охлаждения от модели 126. Техническая составляющая автомобиля была максимально упрощена. Со временем вносились многие модернизации, но концепция простоты и надежности продолжала сохраняться на протяжении всего периода производства Fiat Panda.
В 43-м:
Fiat Panda 4x4 Strip Italdesign 1:43 YOW MODELLINI scale model kit
Фото: yowmodellini_store, www.ebay.com
Салон имел множество вариантов трансформации, вплоть до полностью убранных сидений для максимального багажного объема. Автомобили из первых партий получили съёмную обивку сидений из легомоющегося материала. Внутренние панели обшивки кузова, приборная панель, стекла были сделаны плоскими для удешевления производства. Стекла правой и левой двери - взаимозаменяемы. Существовал вариант с матерчатым частично складным верхом, как у некоторых французских производителей малолитражек.
В начале продаж были доступны две версии: "Panda 30" с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 652 кубических сантиметра, от Fiat 126, расположенным продольно, и "Panda 45" с четырехцилиндровым поперечно расположенным двигателем жидкостного охлаждения объёмом 903 см*3 от Fiat 127.
Так как в данных версиях расположение двигателя и систем его охлаждения было различным, то внешне автомобили различались различным расположением прорезей на решетке радиаторной панели. на 45-й прорези располагались справа, на 30-й - слева.
В 24-м:
1:24 Scale Yellow Whitebox Diecast 1980 Fiat Panda 30 Model
Фото: http://www.ezbustoys.com
Маленький, дешевый, простой в обслуживании автомобиль быстро стал популярным в Европе. В 1981 году он получил второе место в номинации "Автомобиль года", уступив Ford Escort Mark III.
В 43-м:
IXO Fiat Panda Diecast Car Model 143 Scale Red
Фото: http://www.brandiecast.com
В сентябре 1982 года появилась модель "Panda 34" с двигателем 850 см*3 водяного охлаждения. Эта версия в основном предназначалась для рынков Франции, Бельгии, Германии и Нидерландов. На Парижском автосалоне 1982 года была представлена также модель "45 Супер". Модель отличалась не только улучшенной отделкой салона, но еще многими техническими усоврешенствованиями. Главным из них была новая пятиступенчатая коробка передач. На модели "Супер" начали устанавливать пластиковую решетку радиатора в общем корпоративном стиле Fiat.
В 64-м:
FIAT PANDA SUPER I.E. (BEIGE) Tomytec
Фото: www.hlj.com
В июне 1983 был запущен в производство полноприводный автомобиль "4х4 Panda". Автомобиль получил двигатель объёмом 965 см*3 мощностью 48 л.с. от модели Autobianchi A112.
Разработкой полноприводной трансмиссии занялась австрийская компания Steyr-Puch, занимающаяся разработкой и производством полноприводной техники, в том числе и военной, а также производящей тот самый Гелендваген! Они поставляли сцепление, коробку передач, коробку отбора мощности, карданный вал из трех частей, задний мост, включая дифференциал и тормоза на завод в Термини-Имересе, где это все устанавливалось на усиленный кузов.
В 1986 году вся линейка Panda прошла модернизацию. Автомобили получили новые и улучшенные двигатели, была переработана задняя подвеска - теперь она стала независимой и лишилась листовых рессор. Большинство деталей от модернизированной модели уже не заменялись деталями от предыдущих версий. Но модель "4х4" значительных изменений не получила. Это, скорее всего, было связанно с нежеланием препроектировать систему полного привода. Был улучшен интерьер, кузов дополнительно усилен и полностью оцинкован - до этого кузова были слишком подвержены коррозии. Быда изменена форма задней панели и задних крыльев, которые теперь больше походили по стилю к передним. В дверях исчезли глухие треугольные форточки, их заменили полностью опускающимся стеклом на всю ширину проёма.
В 1987 году вышла ограниченная версия "4x4 Sisley". Технически это оставался все тот же полноприводный автомобиль, но отличия были в отделке. Кузов окрашивался в цвета металлик, на боковинах появились логотипы, на крыше - багажник. Передние фары обзавелись омывателями. Штампованные колесные диски выкрашивались в белый цвет. Отделка салона - Sisleу.
Изначально планировалось выпустить ограниченную версию в 500 экземпляров, но комплектация получила популярность и вскоре стала базовой для полноприводных моделей.
В 43-м:
VENDO modelli Fiat Panda 4x4 Sisley
Фото: Panda 4x4 : il mito, www.facebook.com
Модернизация автомобилей семейства Panda проводилось постоянно на протяжении всего выпуска. появлялись компактные грузовые версии, увеличенные грузопассажирские фургоны, автомобили получали новые двигатели, в том числе и дизельные малого объема, но, повторюсь, они всегда оставались простыми в обслуживании и ремонте, прочными, надежными и неприхотливыми. Этим они и полюбились покупателям.
Fiat 4x4 Panda оставался в производстве до 2003 года, пока семейство полностью не было снято с конвейера. За 23 года этот автомобиль стал самым продолжительно выпускаемым компактным полноприводным автомобилем.
В 2003 году Fiat выводит в производство новую Панду. Автомобиль не имеет технически ни чего общего с предыдущими моделями семейства. Изначально предполагалось назвать новый автомобиль "Gingo", но название было очень созвучно уже существовавшему на рынке Renault Twingo, поэтому, чтобы избежать сложностей при продаже, новому семейству дали имя Панда. Панда нужна была Фиату. Во время финансового кризиса компании новый недорогой автомобиль позволил выйти из сложной ситуации. 5 октября 2005 года с конвейера сошел 500 тысячный автомобиль, а 21 июля 2009 года уже 1,5 миллионный. Большая часть машин была продана в Италии. Невысокая стоимость способствовала государственным закупкам - Панды этого поколения поступали на службу в полицию, армию, лесничества, почту и т.д., в соответствующих для ведомств раскрасках. В линейке присутствует и полноприводная версия. Различные комплектации получают свои названия.
В 43-м:
2004 Fiat Panda Model Yellow 1:43 Scale By NOREV
Фото: http://www.vehiclediecast.com
Система полного привода, разработанная компанией GKN, устроена таким образом, что в обычном режиме Панда лапает только передними колесами – на них падает 98% крутящего момента. Однако стоит машинке чуть поскользнуться – как тотчас же срабатывает вискомуфта, и начинается форменная четырехколесица. Сама вискомуфта находится сзади и объединена с задним же дифференциалом в один агрегат.
Вместе с увеличенным дорожным просветом, бОльшими по размеру колесами, полноприводная версия получила и прибавку в весе почти в 100 кг. Возросли потери мощности на трение в трансмиссии и вращение больших колес, от этого снизилась динамика разгона, скоростные характеристики и расход топлива. Но ведь ни это для полноприводника главное.
В 24-м:
HONGWELL - FIAT - PANDA 4X4 2005
Фото: www.carmodel.com
Для участия в рейд-марафоне Дакар 2007 заводом были подготовлены два автомобиля, получившие имя Fiat PanDAKAR. Автомобили участвовали в гонке в классе Т2. на машины были установлены 1,3 литровые турбодизели Multijet мощностью 105 л.с. Кроме двух гоночных автомобилей экспедиция завода включала техничку на базе Fiat Sedici и три грузовика Iveco с запчастями и необходимым снаряжением.
До финиша автомобили не добрались и сошли с дистанции на 4 этапе гонки.
В 2011 году на Франкфуртском автосалоне Fiat выпускает на рынок новое поколение Panda, которое производится с 2012 года по сегодняшний день. Новая модель базируется на платформе Fiat Mini.
Полноприводная Panda 4x4 была показана на Парижском автослоне 2012 года. Panda 4Х4 сохраняет фирменный двухобъемный силуэт с небольшим изломом линии крыши в районе задних окошек. В дизайне преобладают плавные линии и раздутые формы. Передняя выглядит весьма интересно: овальные фары хетчбэка сочетаются с узкой радиаторной решеткой и достаточно широким воздухозаборником в бампере. Впрочем, присутствуют и мускулистые расширенные колесные арки. Стиль задней части более сдержанный – довольно лаконичная пятая дверь и фонари в стойках крыши.
Вместе с тем, некоторые детали позволяют отличить Panda 4Х4 от стандартной модификации. Спереди и сзади заметны серебристые пластины защиты днища. Нижняя часть кузова и боковины прикрыты черными пластиковыми накладками. Таким образом, хетчбэк более похож на вседорожник. Кроме того, он укомплектован 15-дюймовыми легкосплавными дисками, а его дорожный просвет увеличен до 160 мм.
Полноприводной вариант позиционируют на вершине линейки Panda, а потому он неплохо укомплектован. Предусмотрены центральный замок, электростеклоподъемники, подогрев и электропривод зеркал заднего вида, кондиционер, CD-проигрыватель, связь Bluetooth. Также установлены 4 подушки безопасности и система стабилизации ESC. За доплату можно выбрать навигационную систему, панорамную крышу, технологию автоматического экстренного торможения Low Speed Collision Mitigation.
На выбор предлагают два двигателя с турбонаддувом. Бензиновый 0,9-литровый двухцилиндровый мотор TwinAir развивает 85 л. с. Он обладает весьма резвым характером и быстро раскручивается. Уже при 2000 об/мин доступен приличный крутящий момент в 145 Н·м, однако в специальном экономичном режиме он ограничивается на отметке в 100 Н·м. Но следует учитывать, что TwinAir довольно шумный, да и вибрации при его работе ощутимы, особенно по мере того, как стрелка тахометра приближается к максимальным 5500 об/мин. Разгон до 100 км/ч с ним занимает 12,1 с, а максимальная скорость – 166 км/ч. Благодаря технологии глушения мотора при остановках (Start&Stop) расход топлива составляет 5,9 л/100 км в городском циклее и 4,3 л/100 км – в загородном. Механическая 6-ступенчатая трансмиссия работает точно, а педаль сцепления легкая.
Альтернатива – 1,3-литровый 75-сильный турбодизель MultiJet. Он демонстрирует неплохую тягу уже с 1500 об/мин, ведь именно тогда доступны максимальные 190 Н·м крутящего момента. Динамика, однако, похуже, чем у бензиновой версии – 14,5 с до 100 км/ч. Зато этот мотор несколько тише, а главное – экономичнее. В городе он расходует 5,0 л/100 км, а на шоссе – 4,6 л/100 км.
Хетчбэк сохраняет главный свой козырь – маневренность. Диаметр его разворота – 9,7 м. На малых скоростях (до 35 км/ч) его рулевое управление способно работать в специальном режиме City – оно становится гораздо легче. В то же время по мере набора скорости руль наполняется тяжестью и прибавляет в точности. Длинноходая подвеска несколько мягче, чем у стандартного Panda и плавно поглощает большинство выбоин. Хотя в скоростных поворотах высокий автомобиль довольно-таки ощутимо кренится. Замедление неплохое так, как у Panda 4X4 сзади установлены дисковые тормоза, а у переднеприводной версии – барабанные. Кроме того, на больших скоростях в салоне довольно тихо, по меркам моделей А-класса.
Автомобиль третьего поколения стал базой для безумного автомобиля Fiat Panda 4x4 Monster Truck. Итальянская компания Mercurio Cinematografica скрестила компактный хэтчбек с шасси от монстр-трака. Само шасси — это серьёзно модифицированная версия Jeep CJ7, а высота получившегося агрегата — 3,9 метра.
Машина построена самими «фиатовцами» по специальному заказу кинематографистов, и создание монстр-трака заняло всего 2 недели. Самым сложным, как признаются конструкторы, было соединение органов управления «Панды» и соответствующих узлов американского шасси. Трак стал героем рекламного ролика, вышедшего в 2013 году — для него, собственно, и строился. По сюжету ролика четыре друга проводят уик-энд в горах. И их серийная Panda 4x4 для того, чтобы преодолеть препятствия, трансформируется в машину-монстра. А в конце водитель, полагая, что он всё ещё в обычной «Панде», выходит — и плюхается в снежный сугроб с высоты двух метров.
При подготовке статьи использовались материалы:
"Fiat Panda" ru.qwertyu.wiki
Тим Скоренко, "Автомобиль дня: Fiat Panda 4x4 Monster Truck", www.popmech.ru
"Дебютант Fiat Panda 4X4: во вседорожном стиле", http://testdrive.com.ua
Фотографии автомобилей:
classiccars.brightwells.com
www.autowp.ru
www.popmech.ru
sklyushnichenko.livejournal.com
Комментарии
Отправить комментарий