№156 Mazda 323

На вкладыше № 156 издательство представило нашему вниманию автомобиль, ставший легендой японского автопрома -

Mazda 323 



Первый четырехколесный грузовик компании «Мазда» появился на японском внутреннем рынке в 1931 году. Этот первый представленный автомобиль стал очень популярен у японцев. Сама компания «Мазда» появилась в 1920 году, но сначала она занималась разработкой и выпуском производственных станков. После были попытки наладить производство мотоциклов, но идея оказалась провальной. А вот автомобили потихоньку стали завоевывать все большую аудиторию, постепенно осваивая внешний рынок. Во время второй мировой войны мощности компании «Мазда» были переоборудованы под выпуск двигателей для военной техники. В 1946 году в результате бомбардировки Хиросимы, где и находились производственные мощности компании, было уничтожено все оборудование. Лишь в 1949 году «Мазда» смогла представить миру свой новый автомобиль на трех колесах. Полностью восстановить утраченную производственную базу, компании помогла правительственная Программа восстановления промышленности Японии.

«Второе дыхание» не просто позволило наладить довоенное производство, с этого момента мировой автомобильный рынок пополнился одним из самых ярких и конкурентоспособных его представителей. Модели модернизировались и задавали автомобильную моду на протяжении многих десятилетий. Одной из наиболее удачных разработок концерна «Мазда» является выпуск модели Мазда 323. История выпуска этой модели не отличается крутыми и очень неожиданными решениями, тем не менее, именно она занимала лидирующие продажные позиции во всем мире.

Mazda с индексом 323 выпускалась с 1977 по 2003 год. За 27 лет выпуска менялись кузовные решения, внутреннее пространство, дизайн, мощности и технические показатели. Все это соответствовало духу времени и возрастающим запросам покупателей. Неизменным оставалось только высокие показатели качества и надежности автомобиля. Компания гордо несла и несет марку японской надежности, не позволяя испортить многолетнюю репутацию концерна на мировом автомобильном рынке.

Прототип автомобиля под названием «Mazda 700» был представлен в 1961 году на восьмом Токийском автосалоне, а производство «Фамилии» началось в октябре 1963 года.

Был представлен ​​на японском рынке во время летних Олимпийских игр в октябре 1964 года. Также имел название «Mazda 800» или «Mazda 1000» в зависимости от объема двигателя.



Внешний дизайн был разработан известным итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Сначала был кузов 3-х дверный универсал, в 1964 году появился 2-х дверный и 4-х дверный седан, а позже появилось 2-х дверное купе. Колесная база составляла 2190 мм, длина кузова 3700 мм, ширина 1465 мм и снаряженная масса была 720 кг. Сборка автомобиля осуществлялась в Японии, городе Хиросима.

Mazda Familia 800 Van '10.1963–02.1968





Сначала использовался четырехтактный алюминиевый рядный двигатель объемом 0,8 литра (782 см3) мощностью 41 л.с., увеличенной позже до 44 л.с., со схемой газораспределения OHV, код «SA», также известный как «белый двигатель». В ноябре 1965 года появился двигатель объемом 1,0 литра (985 см3) мощностью 67 л.с., со схемой газораспределения SOHC, код «PC». В январе 1967 года появился 4-х цилиндровый двигатель объемом 1,0 литра (987 см3) мощностью 51 или 57 л.с., со схемой газораспределения OHV, код «PB». Коробки передач были 4-х ступенчатая механика или 2-х ступенчатый автомат. Привод осуществлялся на задние колеса.

Mazda Familia 800 Sedan '10.1964–11.1967



Второе поколение появилось в ноябре 1967 года с двигателем от первого поколения «PB» объемом 1,0 литра (987 см3) с названием «Mazda 1000». После фейс-лифтинга в апреле 1970 года устанавливали мотор объемом 1,0 литра (985 см3) со схемой газораспределения OHC, код «PC». 


Более мощный двигатель появился в феврале 1968 года объемом 1,2 литра (1169 см3) мощностью 58 л.с., код «TB» и автомобиль получил название «Mazda 1200».



В таком виде он был показан в Европе на Парижском автосалоне осенью 1968 года. В Японии этот двигатель модернизировали и увеличили мощность до 61 и 74 л.с. С 1970 года появился мотор объемом 1,3 литра (1272 см3) с кодом «TC» мощностью 69 л.с. Все двигатели 4-х цилиндровые рядники. Привод осуществлялся на задние колеса через механическую или автоматическую трансмиссию. Сборка автомобиля осуществлялась в Японии, городе Хиросима.

Кузовы Familia II были очень разнообразны — 2-х и 4-х дверный седан, 3-х и 5-ти дверный универсал, 2-х дверное купе и купе с кузовом.



Длина кузова составляла от 3845 до 4160 мм, ширина 1480 мм и снаряженная масса была 840 кг.

В 1968 году была предложена модель «Familia Rotary» с роторным двигателем объемом 1,0 литра (0,982 см3) мощностью 100 л.с., код «10A». Кузов купе продавался за пределами Японии как «Mazda R100». Уровень отделки салона был выше, чем у моделей с поршневыми двигателями. Владельцы роторных автомобилей имели налоговое преимущество в Японии.




В 1971 году начали выпускать автомобили «Mazda Grand Familia» и «Mazda Savanna» для того, чтобы лучше конкурировать с Toyota Corolla и Nissan Sunny в Северной Америке.

В 1973 году прошло сильное обновление второго поколения и было дано название «Familia Presto». Ширина кузова для седанов и купе увеличилась на 60 мм, был изменен внешний дизайн передка и задка. Остальные типы кузовов остались прежней ширины. «Savanna» на базе «Grand Familia» заменила собой купе с роторным двигателем. Поршневые двигатели были модернизированы, что немного увеличило их мощность. В 1976 году произошла еще одна модернизация двигателей для снижения уровня выхлопов.




Мазда 323 I (FA) 1977-1986

Свою историю Мазда с индексом 323 начинает с 1977 года, когда впервые была выпущена экспортная модель третьего поколения серии Familia. В основном Мазда 323 поставлялась на европейский рынок. В Америке эта модель была представлена, как Мазда GLC.






Мазда 323 первого поколения выпускались с задним приводом. Это была полностью японская сборка. Производственные мощности находились в Хиросиме. Практически сразу был налажен выпуск четырех вариантов кузовов: хэтчбеки (трех и пятидверные, универсал, седан, фургон). Первое поколение выпускалось с бензиновыми двигателями объемом 1.0, 1.3, 1.4, 1,6. Последний 1.6 л двигатель Mitsubishi устанавливался только на экспортные модели в ЮАР.



Мазда 323 первого поколения оснащалась механической или трехступенчатой коробкой переключения передач.

Мазда 323 II (BD) 1980-1986

В 1980 году на мировой автомобильный рынок были представлены модели Мазда 323 второго поколения. Наряду с ними, вплоть до 1986 года, продолжался выпуск и моделей первого поколения.



В 24-м:
Aoshima 1/24 Scale Plastic Model Car Series MAZDA 323 BD FAMILIA XG 80
Фото: banzaihobby.com




Новое поколение Мазда 323 представлено автомобилями с передним приводом. В разработке новых моделей участвовали американские специалисты. Концерн Ford, на правах совладельца японской компании Мазда, принял непосредственное участие не только в разработках новых моделей, но и использовал платформу Мазда 323 для создания новой версии Ford Laser. В 1979 году автомобиль получил награду «Автомобиль года в Японии». Сборочные цеха находились в Японии, Колумбии, Новой Зеландии и Зимбабве.




Второе поколение представлено автомобилями с кузовами седан и хэтчебками с тремя и пятью дверями. Машины оснащали двигателями объемом 1.1, 1.3 и 1.5 л, мощностью 56 л.с, 69 л.с и 76/86 л.с соответственно. Новые двигатели «Mazda E» основаны на предыдущей серии «PC/TC/UC» и были разработаны специально для этого поколения Мазда 323. 

В 43-м:
TRIPLE9 - MAZDA - 323 HATCHBACK 1982
Фото: www.carmodel.com





На Токийском моторшоу 1981 года Mazda представила концепт MX-81 Aria. Разработкой концепта занималось ателье Bertone, представив автомобиль будущего с предполагаемым использованем системы автоматического пилотирования.








Многие дизайнерские приемы и детали данного концепта сформировали образ  представленного на вкладыше автомобиля.

Мазда 323 III (BF) 1985 – 1989

Третье поколение Мазда 323 BF пополнилось новыми вариантами модельного ряда. К традиционным седанам, хэтчбекам и универсалу в 1987 году прибавился двухдверный купе.





 А в 1988 году автолюбителей порадовал стильный кабриолет.


С 1986 года, все экспортные авто для американского рынка отправлялись с индексом 323.

Уже в третьем поколении одна из моделей Мазда была представлена в полноприводном варианте. Это версия с турбодвигателем объемом 1,6 л и мощностью 145 л.с.



На остальные модели устанавливали бензиновые двигатели объемом 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 л и дизельный вариант объемом 1.7 л и мощностью 58 л.с.

В ЮАР выпуск Мазда 323 третьего поколения закончился в 2003 году. Для этой страны выпускались автомобили с мотором объемом 2.0 л и мощностью 148 л.с.

Мазда 323 IV (BG) 1989 – 1994

В 1989 году представлено шестое поколение «Familia» с кодом «BG». В большинстве стран автомобиль назывался «Mazda 323», в Северной Америке − «Mazda Protege», в Китае — «Haima CA7130/CA7160». Кузов выпускался как 3-х или 5-ти дверный хэтчбэк (длина: 3995-4035 мм) или 4-х дверный седан (длина: 4215-4355 мм). Ширину (1670-1690 мм) и высоту (1340-1405 мм) все кузовы имеют одинаковую. Двигатель расположен спереди поперечно, привод крутящего момента идет на передние колеса или на все колеса. Сборка автомобиля осуществлялась в Японии, Китае и Таиланде.




Линейка бензиновых двигателей имеет следующие характеристики:
1,3 литра, 1323 см3 («B3», 1989-1991 годы, 8 клапанов, карбюратор, 75 л.с.) и («B3», 1991-1994 годы, 8 клапанов, впрыск топлива EGI-S, 78 л.с.)
1,5 литра, 1498 см3 («B5-M», 1989-1991 годы, 16 клапанов, карбюратор, 90 л.с.), («B5-MI», 1990-1994 годы, 16 клапанов, впрыск топлива EGI-S, 93 л.с.), («B5-DE», 1989-1991 годы, 16 клапанов DOHC, впрыск топлива EFi, 109 л.с.) и («B5-DE», 1991-1994 годы, 16 клапанов DOHC, впрыск топлива EFi, 113-118 л.с.)
1,6 литра, 1597 см3 («B6», 1989-1991 годы, 8 клапанов, карбюратор, 84 л.с.) и («B6», 1989-1994 годы, 16 клапанов, карбюратор, 101 л.с.)
1,8 литра, 1839 см3 («BP», 1989-1994 годы, 16 клапанов DOHC, впрыск топлива Fi, 140 л.с.), («BPT», 1989-1994 годы, 16 клапанов DOHC, turbo, впрыск топлива Fi, 178 л.с.), («B8», 1991-1994 годы, 16 клапанов SOHC, впрыск топлива Fi, 103 л.с.) и («BPD», 1992-1994 годы, 16 клапанов DOHC, turbo, впрыск топлива Fi, 207 л.с.)

В 43-м:
IXO-MODELS - MAZDA - 323 GTX 1989
Фото: www.carmodel.com





Также устанавливалась одна модель дизельного двигателя объемом 1,7 литра (1720 см3), код «PN», 8 клапанов, мощностью 56 л.с.

Коробки передач устанавливались следующие − 3-х ступенчатый автомат, 4-х ступенчатый автомат «F4A-EL» и 5-ти ступенчатая механика.

Также в Японии были выпущены специальные люксовые спортивные модели автомобилей под названием «Familia Infini» и «Familia Astina/323F».

На вкладыш Turbo попала именно модель 323 F.



Эти машины можно встретить на наших дорогах по сей день и владельцы ими дорожат. С технической стороны это все тот же автомобиль, но с более ярким спортивным кузовом.












В 43-м:
NEO SCALE MODELS - MAZDA - 323F MKI 1992
Фото: www.carmodel.com







Мазда 323 V (BA) 1994-2000

Седаны выпуска 1994-2000 года особых изменений не претерпели.



А вот хэтчбеки запомнились своим ярким спортивным обликом. Модели выпускались в двух дизайнерских вариантах. Один предназначался для любителей «классики»,



второй был рассчитан на молодую аудиторию.



Расчет оказался правильным. Это помогло компании охватить гораздо большую аудиторию. Роскошные классические холодные формы стандартной модели привлекли более солидных покупателей, а спортивная бюджетная версия нашла огромное количество поклонников не только на внутреннем рынке, но и далеко за его пределами.




В 43-м:
NEO SCALE MODELS - MAZDA - 323F BA MKII 4-DOOR 1992
Фото: www.carmodel.com







На разных рынках модель продавалась под разными именами: «Allegro» (Колумбия), «Artis» (Южная Америка), «Lantis» (Япония), «Astina» (Австралия, Новая Зеландия) «Protege» (Северная Америка) и «Etude» (Южная Африка). Производство автомобилей осуществлялось в Японии, Колумбии, Филиппинах, Южной Африке, Таиланде, Новой Зеландии и Зимбабве. 
Пятое поколение Мазда 323 V (BA) еще больше прибавляет мощности. Появляются версии с бензиновыми двигателями объемом 1.9 и 2.0 л, а также дизельные двигатели объемом 1.7 и 2.0 л.

В этот период модели с турбомотором и полным приводом не выпускались.

Мазда 323 VI (BJ) 1998-2000

Шестое поколение Мазда 323 выпускалось в двух кузовных вариантах – седан и пятидверный хэтчбек. Мощность бензинового двигателя, в зависимости от модели, варьировалась от 72 до 130 л.с, а турбодизель – от 71 до 101 л.с.








Модели поколения Мazdа BJ в базовой комплектации оснащены системами антиблокировки тормозов, распределения тормозного усилия, контроля тяги и динамической стабилизации. В стандартном варианте также присутствуют передние и боковые подушки безопасности для водителя и пассажира.








Мазда 323 VI (BJ) рестайлинг 2000-2003




С 2000 по 2003 годы Мазда 323 выпускалась только в переднеприводном варианте. Пять модификаций после рестайлинга были представлены с автоматической и механической коробкой переключения передач с бензиновым и дизельным мотором. Мощностные характеристики варьируются от 73 до 130 л.с.






Различные краш-тесты автомобилей выделили Мазду шестого поколения, как одного из лучших представителей на мировом рынке. Большое значение сыграло специальное безопасное салонное оборудование, состоящее из трехсторонних защитных устройств, предотвращающих повреждение кузова и обеспечивающих дополнительную защиту пассажиров и водителя.




В 2003 году концерн Мазда выпустил последнюю модель с индексом 323. Ей на смену вышла совершенно новая модель Мазда 3 (японский вариант Axela).


В Китае наладился выпуск триста двадцать третьей, более известной, как Haima.


Мазда 323 за всю историю своего выпуска прошла долгий путь совершенствования. Но даже самое первое поколение крайне мало получало негативных отзывов. Изучая различные статистические отчеты, Мазда 323 получила наименьший процент отрицательных реакций от водителей. Мазда 323 до сих пор находит своих покупателей. А это говорит о том, что ставка на качество всегда оправдана.


Комментарии