№131 De Tomaso Pantera GTS

Вкладыш номер 131 не совсем обычный. И дело не в том, что размещенный на нем материал не соответствует действительности - как и прежде есть фото машины и краткие характеристики. Есть еще кое что, особенное, о чем не знали издатели вкладыша на момент его выхода (мне так кажется). Но давайте все будем изучать последовательно.

De Tomaso Pantera GTS



Сначала о машине. С творчеством Алеcсандро Де Томазо мы уже ознакомились в статье к вкладышу номер 117. Радостно, что планируется возрождение марки, пусть и с другими владельцами, но сейчас это происходит с многими разорившимися марками.

В жизни компании De Tomaso модель Pantera стала флагманом, продержавшись в производстве 20 лет - с 1971 по 1991. Последняя Пантера была собрана на заказ в 1994 году. Автором неповторимой внешности стал американский дизайнер Том Тьярда.


Том Тьярда (Stevens Thompson Tjaarda van Starkenberg) родился 23 июля 1934 года, в семье американского автомобильного дизайнера голландского происхождения – Джупы Тьярды (Joop «Jan» Tjaarda van Starkenberg). Для всех вокруг было очевидно, что однажды юный Том станет первоклассным дизайнером.

Будучи студентом архитектурного отделения в университете Мичигана по заданию одного из профессоров промышленного дизайна Том выполняет проект спортивного универсала. Работа так впечатлила преподавателя, что он показал ее своему другу - Луиджи Сегре (Luigi «Gigi» Segre), главе Carrozzeria Ghia. Сегре немедленно предложил Tому работу. Так началась профессиональная деятельность Тьярды.

В последствии, он работал на многих известных итальянских изготовителей автомобильных кузовов, в том числе Pininfarina и Italdesign. Но, пожалуй, самым ярким моментом в его карьере, стал именно период Ghia. Когда в 1968 году Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) оставил Carrozzeria Ghia, Том стал главным дизайнером студии. В течение девяти лет он определял облик изделий знаменитого кузовного ателье, создав одно из самых харизматичных купе семидесятых – De Tomaso Pantera, сыгравшее наиболее значительную роль в истории этой небольшой итальянской компании.

В конце 60-х Алессандро Де Томасо (Alessandro de Tomaso) всерьез задумался о том, чтобы составить достойную конкуренцию Lamborghini и Ferrari. Новый автомобиль должен был компенсировать потери от оказавшейся неудачной модели – De Tomaso Mangusta . Для достижения этой не простой цели, Алессандро, к тому времени уже владевший ателье Ghia, переманивает к себе известных инженеров Джан Паоло Даллару (Gian Paolo Dallara) и Нелло Уголини (Nello Ugolini), а так же, находит могущественного союзника – компанию Ford.

В те годы у Ford, несмотря на репутацию победителя многих соревнований в автоспорте, не было серийной модели подобного класса, зато были амбиции и желание попасть в прибыльный сегмент рынка спорт-каров. Кроме того, дорогой спортивный автомобиль мог значительно улучшить имидж компании и привлечь в салоны новых клиентов.

В сентябре 1969 года, после подписания соглашения о сотрудничестве, началась разработка Pantera. Планировалось, что автомобиль будет продаваться в США через дилерскую сеть Ford, а в Европе – через De Tomaso.

Премьера машины состоялась на Нью-Йоркском автосалоне 1970 года. Дизайн, выполненный Томом Тьярдой в лучших итальянских традициях, сыграл свою роль – вокруг Pantera мгновенно собирались толпы посетителей. Новинку сразу же окрестили обидным прозвищем «Ламборгини для бедных» и одновременно «Самым красивым цветком в букете, собранным ДеТомасо». Но по-настоящему уникальным, этот автомобиль делала цена – в два раза ниже, чем у Ferrari!



В 43-м:
SPARK-MODEL - DE TOMASO - PANTERA 1970
Фото: www.carmodel.com






Секрет дешевизны заключался в использовании агрегатов Ford. De Tomaso Pantera получила знаменитый 351 «Cleveland» Ford V8. Именно он был главным залогом успеха на американском рынке. 5,8-литровый агрегат развивал мощность около 300 л.с., что позволяло автомобилю развивать максимальную скорость 235 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал всего за 5,5 секунд!














В 43-м:
de Tomaso Pantera - 1/43 Mebetoys Grantoros A
Фото: pinkcadillac0222, www.ebay.co.uk






Первое поколение Pantera выпускалось с 1971 по 1974 год. Машины пользовались завидной популярностью. За первые 3 года было продано более 6000 экземпляров. В 1972 году появилась более комфортная модификация Pantera L с дефорсированным до 246 л.с. двигателем и небольшими изменениями в дизайне. Для соответствия американским требованиям по безопасности, автомобиль был оборудован увеличенными передним и задним бамперами, которые окрашивались в черный цвет.




















В 1973 году вышла первая заводская заряженная версия GTS с более мощным 335-сильным мотором. Внешне этот автомобиль отличался другими бамперами, колесами большего диаметра, а все хромированные детали были заменены черными. Всего до 1974 года успели изготовить 150 экземпляров Pantera GTS.















Постепенно спрос начинал падать. Для этого было несколько причин. Pantera не отвечала возросшим требованиям по пассивной безопасности, нормам выхлопа, имела не самое высокое качество, да и топливный кризис резко сократил продажи мощных и прожорливых машин в США. На этом рынке у De Tomaso не оставалось никаких шансов, поэтому руководство Ford приняло решение прекратить дальнейшее сотрудничество, и производство Pantera быстро свернули (ателье Ghia, на мощностях которого изготавливались автомобили, к тому времени уже принадлежало компании Ford).

Получив отступные, Алессандро Де Томасо возвращается в Европу и покупает легендарные марки Maserati и Innocenti. Pantera же подвергается модернизации. Место 5,8-литровой «восьмерки» занимает менее мощный 4,6-литровый агрегат, и в 1974 году начинается производство второго поколения машины на заводе в Модене. Наиболее интересной стала версия Pantera GT5. На ней снова вернулись к мотору 5,8 литра, форсировав его до 350 л.с.



























В 18-м:
Hot Wheels 1/18 Scale Diecast - 50424 De Tomaso Pantera Blue
фото: www.trademe.co.nz





В течение 16 лет выпуска второй серии, Pantera постоянно подвергалась различным изменениям. Это должно было привлечь новых покупателей, но последующие годы превратились в постоянную борьбу за выживание.

В 18-м:
1/18 De Tomaso Pantera GTS - Red Kyosho - Diecast model
Фото: www.mightyape.co.nz







Алессандро был вынужден постоянно поднимать цены на свои машины и уже не мечтал о высоких уровнях продаж, довольствуясь, в лучшем случае, сотней реализованных экземпляров. Всего за несколько лет Pantera превратилась в по-настоящему эксклюзивный автомобиль практически ручной сборки.








В 18-м:
Tecnomodel Mythos - Scale 1/18 - De Tomaso Pantera GT5 - 1982 - Colour: Light Metal Blue - Blue Stripes - Limited Edition at 100 pieces
Фото: auction.catawiki.com







В 43-м:
1/43 Make Up De Tomaso Pantera GT5 1980 Yellow
Фото: www.ebay.ie, diehard_diecast



Третье поколение появилось в 1990 году. Создать новый, соответствующий моде тех лет, образ было поручено легендарному Марчелло Гандини (Marcello Gandini). Автомобиль обзавелся мощным антикрылом, стал заметно современнее, пластичнее и зрительно шире.
























Базовым силовым агрегатом стал V8 объемом 5 литров и мощностью 305 л.с., но были и версии с форсированным двигателем мощностью 500 л.с., позволявшим Pantera развивать умопомрачительные 320 км/ч!

В 43-м:
SPARK De Tomaso Pantera 200 (1992) 1:43
Фото: newauction.com.ua, Crown43, Одесса









В последние годы выпуска, машины собирались только под заказ, по нескольку штук в год. Всего же было произведено 37 автомобилей третей серии. Увидели свет и 4 автомобиля 3-й серии с кузовом тарга от ателье Pavesi.













В 43-м:
De Tomaso Pantera Targa Alezan
Фото: www.scalemates.com


Вернемся к вкладышу. То что характеристики указанны "с потолка", это, наверное, стало привычным. Автомобиль на фото относится к второму поколению Пантер. Если отталкиваться от объёма двигателя 5,8 литра, то мощность его составляла 350 л.с., да и скорость явно была выше 220км/ч.
Но важно не это. Название Ph. Marco Guidetti Pantera De Tomaso. Сперва я думал, что это какая-нибудь специальная версия, построенная мастером автомобильного тюнинга. Но нет. "Ph. Marco Guidetti" не что иное как "Фото/фотограф Марко Гуидетти". Т.е. издатели не заморачиваясь переписали надпись под фото, возможно в каком-нибудь издании. Вполне возможно, на фоне "потолочных" характеристик.
Чем же знаменит фотограф Марко Гуидетти - он официальный фотограф чемпионата MotoGP, аналога Формулы 1 только для мотоциклов. Практически все популярные в прессе фотографии с этого чемпионата сделаны этим фотографом. По существующему мнению - у Марко получалось не только сфотографировать гонку, но и передать эмоции, присущие ей. Иногда Гуидетти снимал и автомобили, в том числе и Формулу-1, но, по его мнению, автомобили снимать было не так интересно, "ведь они всегда остаются на четырех колесах". Можно сказать, что фото на вкладыше является редким.
В августе 2017 года Марко Гуидетти не стало. Он был другом для гонщиков и королем скорости среди фотографов.

В июле 2017 года не стало также и создателя Пантеры. В возрасте 87-ми лет скончался дизайнер Том Тьярда

Вклад Тома Тьярды в историю автомобильного дизайна значительно выше, чем его весьма низкая известность за пределами круга автомобильных знатоков: по его проектам было построено 84 машины.


В статье использованы материалы: www.cardesign.ru (Виктор Храповицкий).
Фотографии автомобилей: autowp.ru , CarInDetail (vk.ru)

Комментарии