№29 BMW K100

Сегодня заглянем немного в будущее. Естественно не наше, а вкладышей турбо в моем рассказе. Одна модель мотоцикла BMW серии К100 представлена на трех вкладышах с номерами 29, 70 и 82. Хотя на них и разные буквенные индексы, прочитав статью Вам станет ясно почему я их скомпоновал вместе.





В нашем детстве любой импортный байк был крут, даже Jawa. Что уж говорить про мотоциклы BMW. Немецкая техника всегда была в почете.
Тогда мы не знали, что BMW K100 с вкладыша Turbo №29 – очень редкая и необычная модель. В 80-х руководство мотоциклетного подразделения БМВ решило создать нетипичный байк с рядным двигателем. Напомним, у большинства двухколесных BMW моторы оппозитные.
К воплощению идеи в жизнь подошли серьезно. Рядную четверку объемом 1,0 л взяли у болида Формулы-2 и дополнили впрыском топлива Bosch LE-Jetronic, как у BMW 3 E30. Мощность составила 90 л. с., чего хватало, чтобы развивать 215-220 км/ч.
Туристический мотоцикл BMW K100 представили в 1982 году, а позже появился его более доступный 750-кубовый вариант БМВ К75. Байк несколько раз модернизировали: улучшили аэродинамику и даже установили первую в мире ABS для мотоциклов.
Покупатели на удивление хорошо восприняли нетипичный мотоцикл BMW, что позволило выпускать его вплоть до 1992 года.

Никогда прежде в истории мотоциклов BMW не было такого радикального изменения как в 1983 году, когда BMW представила K100. Этот мотоцикл настолько опередил свое время, что даже сегодня, никто не скажет, что это "олдтаймер".
Серия появилась блогадаря двум инженерам:Йозеф Фриц Венгер, человек, который положил авто двигатель на бок и Стефан Pachernegg. Он разработал К 100 до стадии производства.
В 1979 году стартовал проект К589. Для его осуществления был построен завод в Берлине (инвестиции в строительство превышали 300000000 марок)


За основу был взят любопытный опыт испытаний транспортного средства, инженер BMW Йозеф Фриц Венгер построил в 1977 г прототип мотоцикла с автомобильным двигателем Peugeot 104 положив его на бок. К сожалению, не сохранилось фото этого прототипа, мотоцикл был уничтожен после положительных тестов, БМВ начал разработку своей собственной линейки двигателей.
Эта концепция была создана 1 Февраль 1979 как "BMW Compact Drive System" и представлена для регистрации в немецкое патентное ведомстве в Мюнхене.В 1981 году получен патент под номером DE 29 03.
преимущество такой схемы в низком центре тяжести, хорошей доступности в обслуживании.Кроме того, от двигателя с четырьмя цилиндрами легче достичь высокой производительности.Относительно не дорогой в производстве, легче контролировать нормы выбросов, не шумный, Его жесткость позволяет использовать его в качестве несущей части.


Стоит отметить, Топливную систему Bosch Jetronic LE . Электроника играет центральную роль,в системе зажигания и смесеобразования работая рука об руку. Также мониторятся ключевые электронные функции, такие как освещение. Используется в два раза больше линий проводки, по сравнению с линейкой боксер.В BMW-к100 устанавливается большая батарея 20ач и 30 ач. Разъемы, реле и предохранители полностью защищены. То же самое относится к контроллерам. Зажигание не требует технического обслуживания. Впервые раздельные поворотники представлены на К серии
Выхлопная системы полностью выполнена из нержавеющей стали, бак сделан из алюминия, двигатель служит частью рамы. При конструировании приоритет отдавался простоте обслужия и легкому доступу к узлам и агрегатам. 8 клапанный к 100 выдает 90 л.с 88nm
с постоянной кривой крутящего момента (по отзывам -разгоняется без сюрпризов ,как электричка). Инженеры говорили что, если бы не законы Германии того времени, то можно было снять и 130 л.с. Вышедший позднее 4х клапанный мотор выдает 100 л.с. , но страдает провалом на средних оборотах.
До начала производства были пройдены около 650000 км тестирования прототипов. Более 100 разработчика и тестирующего персонала занимались проектом. Для производства K100 (и не только) решили построить самый современный завод мотоциклов в Европе, по цене в 300 млн. немецких марок в Берлине-Шпандау. С начала производства K 100 в 1983 на одной линии производились модели К и боксеры.
Изначально были построены три варианта: K 100, K 100RS и K 100РТ. Это соответствует традиции Боксер. В 1986 году,был представлен K100 LT люкс турер, модель РТ полностью заменена на ЛТ в 1989 году ,было добавлено радио, более комфортное седло. 
На фото 1. К100 2. К100РС 3. К100РТ 4.К100ЛТ.

К-100
K-100 RS
K-100 RT
K-100 LT

Карл Хайнц Абэ отвечал за дизайн, и оттачивал его как и технологии в течении 4х лет. Самой удачной стала модификация К100РС ,т.к. RS-обтекатель был тщательно протестирован в аэродинамической трубе.
Это привело к хорошей защите от погодных условий, даже руки водителя закрывались от ветра зеркалами, небольшой спойлер над стеклом на высоких скоростях эффективно отводил воздушный поток. RS развивал максимальная скорость 221 км.ч. Самое удивительное, тот факт,что даже сидя водитель был не намного медленнее (215 км / ч), отчасти из за низкого коэффициента лобового сопративления 0,429 (сидя) . При 200 км.ч. RS потребляет на три литра меньше топлива и 20 лошадиных сил меньше, чем базовая версия! Технически, три модели отличаются лишь незначительно. Потребление всего 5-7 литров на 100 км. На К100 впервые в мире была установлена мото система АБС (с1988г опция), впервые в мире каталитический нейтрализатор.

Новый BMW, наконец,стал серьезным конкурентом для Японских производителей. Журнал MOTORRAD за 24/1983 задал читателям вопрос "K 100 RS - лучший мотоцикл в мире?". и очень многие согласились , K 100 RS в течение пяти лет подряд получал звание "Мотоцикл Года" и затем K1 (спортивная версия к100) стал "Мотоциклом года 89" !. Есть также такие звания, как "мотоцикл года" (“Cycle News”), “Motorrad der Vernunft” (журнал "PS") или “Bike des Jahres” (“motorrad, reisen und sport”). Из журналов, наконец, приходит название "летающий кирпич", полет кирпича. На фото первый спортбайк от БМВ-К1, был представлен в 1988. На нем впервые установили двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, заднюю подвеску Paralever . Основные изменения, такие как диски, тормоза, амортизаторы. До 1993года было построено 6921 шт. Уже сегодня хорошо сохранившийся К1 считают коллекционным. 

К мотоциклу К1 я еще вернусь в своих рассказах.





Моделей мотоцикла BMW K100 не так уж и много, а еще лучше будет сказать, что мало. Самый, наверное раскрученный это кит от компании Tamiya (kit number 14036) в 12-м масштабе. В поисковой машине Гугл особой популярностью пользуется сборка от мастера Evan Jones, но есть и другие.





BMW K100 Z scale diecast model (1/220)

Комментарии