№ 43 Tyrrell P34


Шестиколесный болид Tyrrell P34 гонялся в "Формуле-1" в 1976 и 1977 годах. Идея конструкторов была простой — уменьшить высоту передних колес, чтобы улучшить аэродинамику, и увеличить их количество, чтобы сохранить "суммарное" пятно контакта с поверхностью. На практике получилось даже круче: Дерек Гарднер, инженер команды Tyrrell, реализовал идею так, что площадь контакта передней части болида с дорогой увеличилась на 40% по сравнению с традиционной схемой, передние тормоза стали "цепче" на 25%, а главное — выигрыш по аэродинамике позволил нивелировать отставание в 50 л.с., которое было у мотора Cosworth перед Ferrari... 

Для автомобиля были специально разработаны особо малые 10-дюймовые колеса, которые устанавливались спереди. Колея передних колёс выбрана такой, чтобы шины не выступали за лобовой обтекатель. Задние колеса были обычного размера. По замыслу создателей, маленькие колеса были призваны уменьшить лобовое сопротивление больших передних колес. Вторая пара передних колёс была призвана увеличить пятно контакта и обеспечить необходимые тормозные качества (диаметр тормозных дисков определяется размерами колёсного обода). Рулевой привод обеспечивал поворот первой и второй пары колёс на одинаковые углы.

Маленькие передние колеса были почти полностью скрыты понтонами, но с места пилота можно было наблюдать за их поворотом через окна в облицовке кокпита. Шестиколесные болиды показали весьма неплохие результаты, хотя явного преимущества над четырёхколесными не имели. По итогам сезона 1976 года Джоди Шектер занял третье место с 49 очками, уступив чемпиону Джеймсу Ханту 20 очков. Патрик Депайе занял 4-е место проиграв ещё 10 очков чемпиону.


Наибольшего успеха гонщики на Tyrrell P34 смогли добиться на Гран-при Швеции 1976 года, когда пилоты Джоди Шектер и Патрик Депайе принесли команде Tyrrell «золотой дубль». Всего за два года выступления Tyrell P34 (1976—1977) гонщики Джоди Шектер, Патрик Депайе и Ронни Петерсон одержали одну победу, заняли девять вторых и четыре третьих места. Но в следующем сезоне Шектер из команды ушел, а результаты сменившего его Петерсона и оставшегося Депайе были скромнее, побед уже не было. Еще через год команду покинул Гарднер, получивший хорошее предложение от корпорации British Leyland. 



С шестиколесниками, имевшими сложную кинематику "передка", проблемы с перегревом тормозов, непредсказуемое поведение при блокировке "первых передних" колес и нестандартные 10-дюймовые передние покрышки, производство которых нужно было "пробивать" у Goodyear, команда Tyrrell предпочла больше не возиться. В разные годы шестиколесники, с четырьмя колесами как спереди, так и сзади, строили команды Ferrari, Williams, McLaren и March, однако до участия в Гран-при эти прототипы не добирались. А потом FIA запретила использование болидов с количеством колес больше четырех. Но невероятный облик Tyrrell P34 так запал в душу автомобильным дизайнерам, что не отпускает до сих пор.

На вкладыше изображен один из рабочих прототипов, который проходил обкатку до сезона 1976 года. В процессе доводки машины, а также в ходе гоночного сезона внешний облик ее менялся - изменялись воздухозаборники, форма и размер переднего обтекателя, антикрыла. На фотографии также неправильно передан цвет автомобиля, на самом деле он не был фиолетово-розовым никогда.

В 1977 году Tyrrell P34 был изменен — P34B стал шире и тяжелее.


в 18-м:

True Scale Miniatures Tyrrell P34 Silverstone 1976 Jody Scheckter


сезон 1976



в 18-м:

tyrrell-p34-exoto-grand-prix-classics 1976 1-18



в 43-м:

TRUESCALE - TYRRELL - F1 P34 ELF N 4 SPAIN GP 1976 P.DEPAILLER - 6 WHEELER



1976 Tyrrell P34 Swedish Grand Prix -1-2 Finish (set) ТСМ


сезон 1977



в 20-м:


Tamiya 1-20 Scale Tyrrell p34



в 43-м:


MINICHAMPS TYRRELL P34 FORD BLUE-WHITE 1-43 MONTE CARLO, FIRST NATIONAL



В рамках Фестиваля CarFest, прошедшего в британском Хэмпшире в минувший уик-энд, Джоди Шектер, впервые с 1976 года, сел за руль легендарной шестиколёсной машины Tyrrell P34, на которой в том сезоне он выиграл Гран При Швеции.

Джоди Шектер: «Не могу назвать машину Tyrrell лучшей в пилотировании, но в своё время это решение было очень оригинальным, а сейчас об этой машине любят вспоминать. Возможно, она не так уж плоха, как мне тогда казалось, ведь она позволила мне выиграть гонку и закончить сезон на третьем месте в личном зачёте.

В те дни допускалась большая свобода при разработке машин Формулы 1, но P34 всех потрясла – поначалу этот проект держали в тайне даже от гонщиков».


Как это было тогда:




Комментарии