№139 Sauber SHS C6

Сегодня продолжаю рассказ о паре Фордов. На предыдущем вкладыше номер 138 был Форд, но не Форд, как оказалось. Сегодня история аналогична фото подписано как Ford, но на самом деле это

Sauber SHS C6



Да, это тот самый Sauber, из Ф1, который сейчас переименован в Alfa Romeo. Участие в гонках Формулы 1 в этой статье рассматривать не будем.

История компании Sauber Motorsport AG это воплощение детской мечты одного человека, посвятившего ей всю жизнь.

Основателем компании является Швейцарец Петер Заубер.
С детства Петер обожал гонки, он посещал с отцом каждую гонку по скоростному подъёму на автомобилях, в рамках проводившегося в Швейцарии чемпионата. Других гоночных соревнований в этой стране в то время не проводилось.
Получив хорошее образование, Петер не захотел продолжать семейный бизнес и решил открыть свое дело, связанное с автомобилями. По началу он был диллером марок British Leyland и Subaru в небольшом городке Хинвил, что неподалеку от Цюриха.
В 1967 году Петер Заубер покупает у своего друга старый  Volkswagen Beetle, на основе которого строит свой первый гоночный автомобиль. В том же году он принимает участие в гонках Швейцарского чемпионата. Технические недостатки автомобиля и отсутствие гоночных навыков не принесло значительных успехов молодому гонщику. Однако Петер не опустил руки и постоянно проводил улучшения своего автомобиля.

В 43-м:
Sauber VW Kafer Blank 1600 RS 1967
Фото: R.Lutz







С каждым разом машина становилась лучше, надежнее, быстрее и в 1969 году Петер Заубер стал чемпионом Швейцарии. Более того, Заубер понял, что автомобильный спорт может быть не только развлечением, но и прибыльным бизнесом, но только в том случае, если ты обладаешь хорошей техникой, позволяющей выигрывать гонки. Еще швейцарец почувствовал вкус победы, триумфа.


Достигнув успеха, Заубер понял, что для дальнейшего участия в гонках старого "Жука" будет уже не достаточно.

В 43-м:
Sauber VW Hegglin 1969
Фото: R.Lutz






Он решает построить собственный автомобиль.
Для экономии средств Петер организовывает мастерскую в подвале родительского дома в Цюрихе.
Основой для новой машины был выбран Brabham Формулы-3 с однолитровым четырехцилиндровым V-образным двигателем Ford Cosworth SCA мощностью 115 лошадиных сил. Разобрав машину и проведя некоторые доработки, Заубер собрал свою первую машину, получившую название Sauber C1 (индекс «С» Петер Заубер присваивал всем своим машинам в честь жены Кристиан).




Приняв участив в Швейцарском чемпионате, он снова завоевал чемпионский титул. В последнем заезде Петер едва избежал серьезной аварии, после чего по требованию жены прекратил участие в гонках как пилот, однако строить гоночные машины не прекратил.
Окончательно забросив все предыдущие дела, Петер организовал в Хинвиле конструкторское бюро PP Sauber AG, которое вскоре превратилось в настоящую гоночную команду.
С1 на протяжении 10 лет принимала участие в гонках. За это время Фридрих Хюрцелер еще раз привел машину к победе в чемпионате Швейцарии 1974 года, а Каспар Кунц в 1979-м стал бронзовым призером того же первенства.









Успехи породили известность, а благодаря ей появились заказы на постройку машин. Достаточно успешный базельский гонщика Ханса Кюниса на строительство спортпрототипа с 2-литровым двигателем. Новая машина проектировалась по подобию своей предшественницы: трубчатое шасси и кузов были построены собственными силами и мало отличались от С1. Зато Sauber C2 получил подвеску от March Формулы-2 и 245-сильный двигатель Ford Cosworth FVC объемом 1790 см3 с 4-цилиндровой V-образной компоновкой.









В 1971 году спортпрототип был представлен публике на стенде ACS Женевского автосалона. Воодушевленный Кюнис вывел С2 на старт чемпионата Швейцарии, но желаемых результатов не добился, а несколько горных гонок за пределами страны оказались еще более неудачными.
После выявленных просчетов, Петер Заубер решает расширить команду и перенести часть своих обязанностей на соответствующих людей.




















Одним из таких людей стал Ги Буассан, мало известный конструктор, которого Заубер пригласил принять участие в разработке новой модели – С3.








Буассан принес в команду Заубера новую энергию. Его идеи были достаточно оригинальны и интересны, но уж слишком сложны в производстве. Тем не менее, в 1973 году под его руководством было построено три спортпрототипа модели С3, один из которых оснащался 2-литровым двигателем Ford Cosworth BDG, а второй – 1,6-литровым. Кузов машины пришлось заказать фирме Paucoplast из Мейлена.

Разрабатывать С4 – первый Sauber с алюминиевым монококом – Буассану помогал Эди Висс – конструктор, уже работавший в таких командах Формулы-1, как McLaren и Techno. Внешне машина мало отличалась от С3 (единственное, что бросалось в глаза, два радиатора над передними колесами), даже 2-литровый двигатель Ford Cosworth BDG не претерпел изменений. Наивысший результат Sauber C4 – четвертое место в чемпионате Швейцарии, которое в 1975 году завоевал Гарри Блюмер.




















Проработав меньше года, Эди Висс покинул швейцарскую фирму, но это никак не отразилось на ее деятельности. Едва закончив работу над С4, Ги Буассан увлекся конструированием очередной модели Sauber. Как оказалось позже, модель С5, с 300-сильным двигателем BMW M12 Формулы-2, стала самой успешной на тот момент машиной команды.




Все пять экземпляров Sauber С5 были тут же проданы энтузиастам автоспорта, которые стали все чаще появляться на европейских трассах. Две машины сразу оказались в руках швейцарского промышленника Филиппе Бюркхардта, владельца гоночной команды Francy Racing.












В календаре Интерсерии 1976 года значилось шесть этапов. На первую гонку сезона в Кассель-Калдене (Германия) Бюркхард заявил известного швейцарского гонщика Херберта Мюллера. Тому машина очень понравилась, но через 12 кругов после старта сломалась коробка передач. Зато, спустя месяц, 13 июня, Мюллер смог финишировать четвертым, лишь секунду не дотянув до подиума.




Восхищенный скоростью С5 Бюркхард принял в команду еще одного гонщика – Курта Рота, и не ошибся. Подгоняемый молодым напарником, Мюллер дважды финишировал третьим, в Хоккенхайме и Нюрбургринге, и еще дважды – четвертым. В итоге, не выиграв ни одной гонки, Херберт стал чемпионом Интерсерии.











Но это были лишь первые успешные выступления С5. В 1978 году Марк Зурер, Еуген Штрель и Гарри Блюмер выбрали швейцарский спортпрототип для участия в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Экипаж долгое время лидировал в 2-литровом классе, но дефект выпускного клапана двигателя BMW прервал их путь к победе. Точно так же, как и годом ранее. В 1979 году, выиграв чемпионат Швейцарии, С5 завершил свою карьеру.
Не взирая на успехи С5, компания нуждалась в деньгах и требовала полной самоотдачи. Тем более что в конце 70-х годов компания BMW всерьез задумалась о строительстве прототипа на базе своего скоростного купе M1, но не хотела делать это самостоятельно, опасаясь за свой имидж. И баварцы решили предложить эту работу маленькой швейцарской фирме.

В 43-м: BIZARRE - SAUBER - C5 BMW N 21 LE MANS 1977 STRAHL - BERNHARDФото: www.carmodel.com






Заубер действительно нуждался в работе. После постройки С5 фирма практически простаивала на протяжении трех лет. Денег не хватало ни на что, поэтому, когда три швейцарских гонщика (Бит Блеттер, Эдди Кобельт и Макс Уэлти) обратились к Петеру за помощью, они моментально получили согласие. Зауберу необходимо было подготовить три болида Lola Формулы-3 для чемпионата Швейцарии, что и было сделано.

В 43-м:
Bizarre : Sauber-BMW C5 #23 LM 1978
Фото: jinx, www.hobbytalk.com,


BIZARRE - SAUBER - C5 BMW N 23 LE MANS 1978 SURER - STRAHL - BLUMER
Фото: www.carmodel.com






Продолжая принимать участие в гонках не только в Швейцарии, С5 постепенно терял позиции, так как автомобиль более не дорабатывался и не совершенствовался. По мнению гонщика Макса Уэлти, машина имела неплохой скоростной и мощностной потенциал, но имела недостатки управляемости и устойчивости. На трассе машину ощутимо трясло. Виной была старая подвеска. В 1978 году по требованию Уэлти были заменены амортизаторы и пружины, на покупку которых гонщик отыскал спонсорские деньги. После замены деталей, в первой же гонке Уэлти занял первое место и был замечен руководством гоночной команды Порше, но во втором заезде в тот же день, он не смог сконцентрироваться на гонке и, потеряв управление, вылетел с трассы.

Все же после довольно удачных выступлений С5, конструктор Ги Буассан покинул, команду, посчитав, что в ней не сможет раскрыть свой конструкторский потенциал. При таких обстоятельствах Петеру Зауберу пришлось принять предложениеBMW и он вернулся к самостоятельной разработке машины.
Получившийся автомобиль М1 вышел очень удачным, настолько, что мог состязаться на равных с монстрами в группе С. Уже в 1981 году М1 выиграл 1000 километров Нюрбургринга.

С этого момента Sauber становится полноценной гоночной командой, обладающей собственной производственной базой. На волне успеха М1, Заубер решает вывести свой собственный гоночный прототип для участия в гонках сезона 1982 года в группе С. Так появился Sauber SHS C6.

























Автомобиль оснащался 4-х литровым (не 5,5 как указано на вкладыше) двигателем V8 Cosworth DFL, вокруг которого был построен алюминиевый монокок. Кузов автомобиля из пластика и композитных материалов, был изготовлен компанией Seger & Hoffman, отсюда в названии и аббревиатура SHS. С6 стал первым автомобилем Петера Заубера, макет кузова которого продувался в аэродинамической трубе. При первых же пробах выявился значительный аэродинамическй потенциал новой модели. Однако участие в гонках не принесло хороших результатов. Причиной неудач в основном стали проблемы с двигателем, вызывавшем черезмерную вибрацию.

В 43-м:
BIZARRE - SAUBER - SHS C6 BASF n 19 24h LE MANS 1982 H. STUCK - W. BRUN
Фото: www.carmodel.com






Bizarre Sauber SHS C6 #19 - Brun / Muller - Le Mans 1982 - 1/43
Фото: johnross0_0, www.ebay.com



Предназначенным для участия в гонках World Endurance Championship и Deutsche Rennsport Meisterschaft, С6 в первой же гонке на выносливость 1000 км в Монце не смог финишировать, из-за поломки топливного насоса. В следующей гонке на Нюрбургринге из-за аварии автомобиль также не добрался до финиша. В Сильверстоуне С6 занаял 13-е место, заработав команде первые очки в WEC. Последующие гонки также оказываются провальными, включая и 24-х часовую гонку в Ле Мане. Фотография, попавшая на вкладыш Турбо, была сделана на этой гонке. Обе машины по номерами 19 и 20 не финишировали.

В 43-м:
Sauber C6 BMW Bellanger Bassaler Racing Le Mans 1987 Hervalet/Yvon/Bouriade
Фото: www.raceland.eu





По окончанию сезона Заубер понимает, что С6 нуждается в масштабной доработке. Решив пропустить гоночный сезон 1983 года Петер Заубер приступает к созданию нового прототипа С7, предназначенного для участия в гонках группы С в Ле-Мане.  Неудачный сезон приводит к затяжному скандалу с Seger & Hoffman и длительным судебным процессам. Команда теряет необходимые для разработки нового автомобиля средства на судебные процессы. В результате Seger & Hoffman оставляет Зауберу автомобили

В 43-м:
SPARK-MODEL - SAUBER - C6 SHS TEAM ROLAND BASSALER N 95 24h LE MANS 1985 R.BASSALER - D.LACAUD - L.TAPY
Фото: www.carmodel.com









SHS C6 выкупаются другими командами и принимают участие в гонках вплоть до 1993 года. Не смотря на многочисленный смены двигателей различных производителей, доработки машины, включая изменения формы кузова, успехов в гонках она так и не достигла. Окончательно шасси SHS C6 было выведено из соревнований с приходом сезона 1995 года, в котором была закрыта группа, в которой машина принимала участие.

В 43-м:
SPARK - 1 43 - SAUBER SHS C6 - 24H LE MANS 1993 - S4084
Фото: www.laurelmusicstudio.com




В связи с недостатком средств команда принимает решение вернуться к использованию на новой машине двигателя М1, не смотря на то, что он уступал в мощности, лидировавшим в то время Porshe 956 - 470 л.с. против 600.







После обкатки новой машины были выявлены незначительные недоработки, которые быстро устранили.
Не смотря на старания команды, победить так и не удалось. Первую 10-ку призовых мест заняли непобедимые в то время Porsche, кроме 9-го места, которое отвоевал автомобиль маленькой швейцарской частной команды Sauber C7.

В 43-м:
SPARK-MODEL - SAUBER - C7 N 46 9th 24h LE MANS 1983 T.GARCIA - A.NAON - D.MONTOYA
Фото: www.carmodel.com






В знак уважения и для поддержки нуждающейся в средствах компании, Porsche выпустила постер с надписью "Nobody is perfect" (Ни кто не совершенен) , где среди победивших автомобилей был и С7.

Для дальнейшего участия в гонках необходимо было заручиться поддержкой мощного партнера, с которым возможно победить доминирующие Porsche. Поиском такого партнера Петер Заубер занялся еще в 1982 году, и перед сезоном 1985 года он попал в поле зрения Mercedes-Benc, когда подыскивал двигатель для нового автомобиля.
К тому времени Мерседес, после катастрофы 1955 года, унесшей жизни 80 человек, решает вернуться в гонки, но возвращение не должно быть провалом. Так что если в сотрудничестве с Sauber сезон окажется провальным - то проиграет именно Sauber, а если выиграет, то лавры достанутся Мерседес.

В жизни Петера Заубера наступает новый период, но это как говорится, уже другая история, к которой мы вернемся с вкладышем номер 330.

Помощь в подготовке материала -
Артем Киселев. "Sauber. История формулы-1" ISBN (EAN): 9785448330759, 2016 год,
en.wikipedia.org


Фото автомобилей:
www.autowp.ru, racecarsdirect.com, www.ultimatecarpage.com, www.passionautomobile.com, club.caradisiac.com,

Комментарии