№41 Lotus Esprit
Именно на стольких вкладышах представлен этот легендарный автомобиль. Автомобиль с богатой историей и вечный должник кино. - Lotus Esprit.
Как ни красива новая Evora, история её только начинается. И, увы, не стать ей полноценной заменой знаменитому купе Lotus Esprit. Хотя бы потому, что в наше время у автомобиля нет шансов продержаться почти 30 лет на конвейере. Пусть Evora совершеннее, комфортнее и безопаснее, но не она, а Esprit — последнее творение великого энтузиаста Чепмена и звёздный час гениального Джуджаро.
Esprit немыслим без среднемоторного купе Lotus Europa образца 1966 года. Энергичная 105-сильная двухдверка c отменной управляемостью успешно била конкурентов в гонках, но вчистую проигрывала рынок. Подводила спорная, если не сказать уродливая, внешность — Europa напоминала не летящую стрелу, а карликовый пикап. Когда стало ясно, что даже чемпионский автомобиль нельзя продавать с такой внешностью, бессменный руководитель фирмы Lotus Колин Чепмен обратился к итальянцам — никто в то время не рисовал автомобили лучше них. Чепмен пришёл к только начинавшему карьеру Джорджетто Джуджаро.
Спереди Europa была симпатичной, а сзади напоминала ящик мороженщика или гроб.
Концепт Silver Car — эти формы сразили наповал посетителей Туринского мотор-шоу в 1972 году.
В результате в 1972 году был показан прототип SilverCar на укороченном шасси Европы с невиданным доселе кузовом. Его форма была развитием концепции «автомобиль-клин», уже принесшей золото в Формуле-1, — когда весь корпус машины работает как большое антикрыло, создающее прижимную силу. Рубленый стиль, изящный и брутальный одновременно, привёл зрителей в экстаз — то была настоящая революция в дизайне спорткаров. За длинный нос Джорджетто хотел назвать машину Kiwi, но по традиции новичку дали имя на букву E — Esprit, от французского «боевой дух».
Легкосплавная двухлитровая рядная «четвёрка» типа «907» с четырьмя клапанами на цилиндр устанавливалась под 45-градусным наклоном.
Успех побудил Чепмена не ограничиваться заменой кузова. Было объявлено, что Esprit первым получит двигатель, разработанный компанией Lotus. Последствия этого решения конструктор расхлёбывал два года: 160-сильная рядная «четвёрка» с двумя карбюраторами оказалась слишком... мощной. Вместо трансмиссии от Renault 16 под двигатель, расположенный продольно с наклоном под 45°, пришлось приспосабливать коробку и тормоза от купе Citroen SM. Цельный кузов из фибергласса навешивался на трубчатый каркас как одна деталь. Отсутствие соединений обеспечило купе массу в 900 кг — и вечные проклятия сервисменов. Ведь для многих операций кузов приходилось снимать. Зато Чепмен добился разгона до 100 км/ч за 8,6 с и максимальных 202 км/ч — убедительные на тот момент цифры.
В октябре 1975 года серийный Esprit S1 представили в Париже. Кислая реакция публики объяснялась немалой ценой. Хотя тестеры сразу отметили великолепные управляемость и устойчивость.
1. Generation
Esprit 1976–1978 R4 1969 cm³ 110 kW/150 PS 190 Nm 216 km/h 8,5 s 1010 kg
Esprit S2 1978–1980 R4 1969 cm³ 110 kW/150 PS 190 Nm 220 km/h 7,1 s 1020 kg
Esprit 1976–1977 R4 1973 cm³ 118 kW/160 PS 190 Nm 221 km/h 6,8 s 960 kg
Esprit S2 1978–1981 R4 1973 cm³ 118 kW/160 PS 190 Nm 200 km/h
После пресса ругала S1 за ненадёжность и шумный двигатель. Зато фирме в кои-то веки удался убойный маркетинговый ход — участие в одиннадцатой серии «Бондианы».
Фильм 1977 года «Шпион, который меня любил» сделал Esprit непотопляемой классикой.
Esprit 1976–1978 R4 1969 cm³ 110 kW/150 PS 190 Nm 216 km/h 8,5 s 1010 kg
Esprit S2 1978–1980 R4 1969 cm³ 110 kW/150 PS 190 Nm 220 km/h 7,1 s 1020 kg
Esprit 1976–1977 R4 1973 cm³ 118 kW/160 PS 190 Nm 221 km/h 6,8 s 960 kg
Esprit S2 1978–1981 R4 1973 cm³ 118 kW/160 PS 190 Nm 200 km/h
в 43-м:
LOTUS ESPRIT 1978 ORANGE PEARL MINICHAMPS 400135221 1-43 LIMITED EDITION 2016 PIECES
AUTOart Lotus Esprit Type 79 - Red (55313)
Фильм 1977 года «Шпион, который меня любил» сделал Esprit непотопляемой классикой.
Если вы ярый поклонник Бондианы и у вас имеется в наличии лишний миллион долларов, то самым рациональным способом потратить данную сумму станет покупка легендарной модели плавающего автомобиля агента 007. Оригинальная модель Lotus Esprit 1977 года выпуска, принимавшая участие в съёмках фильма «Шпион, который меня любил», оказалась среди лотов на аукционе eBay.
Машина, на которой Джеймс Бонд (James Bond) погружался под воду, является одним из трёх сохранившихся до наших дней автомобилей-реквизитов. Правда, мастерам пришлось изрядно поработать для приведения модели в технический порядок и надлежащий вид. Полностью отреставрированный образец спустя 37 лет выглядит будто только что сошедшим с конвейера.
Доступный для покупки Lotus Esprit 1977 был впервые показан на шоу American Restoration, в рамках которого зрителей знакомят с уникальными образцами восстановленных четырёхколёсных экспонатов. Работой над авто-субмариной Джеймса Бонда занимался достаточно известный в США мастер своего дела Рик Дэйл (Rick Dale).
Всего для киноленты «Шпион, который меня любил» создали восемь таких автомобилей, однако сохранилось из них, как уже было отмечено выше, лишь три модели. И чтобы стать владельцем одной из них без промедления, необходимо подготовить на покупку ровно один миллион долларов.
Стоит отметить, что погружаться под воду, несмотря на своеобразный автодайвинг главного киногероя, всё же не стоит. И хотя в описании лота на eBay указывается, что Lotus Esprit оснащён специальными «плавниками» и складывающимися колёсами, машина не рассчитана на подводное управление и не обладает необходимой герметичностью. Такой себе сошедший с большого экрана макет машины-амфибии от известного автопроизводителя, предназначенный исключительно для асфальтовых дорог.
в 43-м:
Когда Esprit снялся в роли вооружённой амфибии, это моментально возвело автомобиль в ранг культовых. Тех, которым всё прощается. Из гаража суперагента Esprit попал в десятку самых знаменитых киношных машин всех времён. Увы, Чепмен убедился, что хороший продавец значит больше гениального инженера — и сосредоточился на Формуле-1.
Многие в те времена расхваливали спорткар Lotus Esprit за его управляемость. Однако он оценивался как недостаточно мощный, особенно на таких рынках, как США, куда эта модель поставлялась с уменьшенными мощностными характеристиками с целью уменьшения выхлопа. Компания Lotus желала добиться таких скоростных показателей, как разгон до 100 км/ч за 6.8 секунды, а её максимальная скорость — 222 км/ч., но они были весьма оптимистичными. Реальные дорожные тесты показывали совсем иное — с нуля до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость – 214 км/ч. «Esprit» первой серии можно было отличить от поздних версии по совкообразному переднему спойлеру, задним фонарям от Fiat X1/9, отсутствию воздухозаборных туннелей по бокам и литым дискам «Wolfrace». В салоне опознавательным элементом первой серии являлась приборная панель, которая состояла из единой панели с зеленными приборами от «Veglia» на ней.
2. Generation
Esprit S2.2 1980–1981 R4 2174 cm³ 118 kW/160 PS 216 Nm 200 km/h
Esprit S3 1981–1987 R4 2174 cm³ 118 kW/160 PS 216 Nm 217 km/h
Esprit Turbo 1981–1986 R4 Turbo 2174 cm³ 157 kW/214 PS 271 Nm 241 km/h 1389 kg
Ряд усовершенствований спорткара Lotus Esprit привели к кульминационному моменту в его истории – выходу второй серии S2 (2 Series). Самыми очевидными из этих изменений являются: появление воздухозаборных тоннелей, расположенных по бокам автомобиля за задними боковыми стеклами, задние фары от Rover SD1 и интегрированный передний спойлер. Также автомобили Esprit второй серии оснащались, специально разработанными компанией Lotus, 14-дюймовыми литыми дисками «Speedline». Из остальных изменений стоит отметить изменение места расположения аккумуляторной батареи, улучшение доступа к двигателю, а также замена приборной панели от «Veglia», на новую от «Smith» и новое оформление переключателей.
в 43-м:
LOTUS ESPRIT TURBO FOR YOUR EYES ONLY JAMES BOND 007 1-43 UNIVERSAL HOBBIES
AUTOart Lotus Turbo Esprit - Pearl White (55301) in 1-43 scale
тот же автоарт, только в желтом и черном цвете.
Вам ничего не напоминает этот профиль? А если приделать сюда «потоковый накопитель» машины времени из фильма Back to the future? Сотрудничество Lotus и DeLorean было долгим и тесным. Esprit S3 (1981–1987) был безнаддувным — 6,5 с до 96 км/ч при максимуме в 216 км/ч.
В 1980 году была выпущена завершающая версия второго поколения Esprit под названием S2.2. Она была практически идентична обычной модели Esprit второй серии, но оснащалась двигателем Lotus 912 объемом 2.2 литра (объем и послужил такому названию версии). Мощность силового агрегата была той же что и у двухлитрового собрата, а вот максимальный крутящий момент был увеличен со 190 Нм до 217 Нм. Заметим также, что в версии S2.2 было представлено шасси, выполненное из оцинкованной стали. Всего было выпущено 88 автомобилей Esprit S2.2.
В 1980 году также была представлена первая турбированная версия Lotus Esprit. Первоначально это была очередная специальная версия связанная с участием компании Lotus в гонках Формулы-1 и была окрашена в синий, красный цвета в сочетании с хромированными элементами, что соответствовало очередному спонсору команды — Essex Petroleum. Название новой версии было присвоено соответственное – «Essex Esprit». Новый турбированный двигатель Lotus 910 с системой смазки с сухим картером развивал мощность равную 210 л.с. и максимальный крутящий момент – 270 Нм. До 100 км/ч версия «Essex» могла разогнаться за 5.6 секунды, а максимальная скорость составляла 240 км/ч.
В результате улучшения мощностных и динамических показателей Esprit Essex пришлось модернизировать и усиливать конструкцию шасси и задней подвески. Была добавлена центральная тяга, для того чтобы уменьшить нагрузку на карданный вал, и усовершенствована тормозная система автомобиля. Специально для «Essex» Джиуджаро разработал аэродинамический обвес, который включал в себя задний спойлером, обновленные бампера, дополнительные вентиляционные тоннели по бокам перед задними колесами. Также эта версия получила 15-дюймовые колесные диски от компании Compomotive. Интерьер был выполнен в алой коже и оборудован стереосистемой Panasonic.
Всего было собрано 45 экземпляров Essex Esprit. Это версия, окрашенная в медно-красный цвет, также приняла участие в съемках очередного кинофильма о Джеймсе Бонде под названием «Только для твоих глаз» («For Your Eyes Only»), который был представлен в 1981 году.
james-bond-for-your-eyes-only-lotus-esprit-turbo-diecast-model-car-minichamp
в 18-м:
1981 lotus esprit essex turbo s2 blue autoart 1:18
Введенные в производство в апреле 1981 года версия Turbo Esprit и Esprit третьей серии S3 (Series 3) были несколько консолидированы: они имели общую конструкцию шасси, наследуя большую часть её структуры от версии Essex, а также имели общий набор кузовных элементов.
Модель Lotus Esprit третьей серии использовал тот же двигатель Lotus 910 объемом 2.2 литра, что и в версии «S2.2», в то время как «Turbo Esprit» вернулось к менее сложной системе смазывания c обычным масляным картером. Показатели мощности и максимального крутящего момента были теми же, что и у прежнего силового агрегата с сухим картером. Интерьер обоих версий был полностью переработан с учетом измененных кузовных форм, что позволило увеличить пространство над головой пассажиров и нишу для ног. Что касается внешности, то версия «Turbo Esprit» сохранила все элементы аэродинамического пакета от «Essex Esprit», а также добавились наклейки с надписью «turbo esprit» на передней и боковых частях; версия S3 получила новые бамперы, но все же остальные формы кузова остались от модификации S2.2. Обе версии использовали 15-дюймовые литые колесные диски фирмы BBS.
В апреле 1986 года была представлена последняя модернизация «Esprit» под руководством дизайнера Джиуджаро, с увеличенной компрессией в двигателе, что и послужило названию «HC» (High Compression). Увеличение компрессии позволило увеличить характеристики двигателя без наддува – мощность 172 л.с., а максимальный крутящий момент 220 Нм. Турбированная версия Turbo Esprit HC выдавала мощность равную 215 л.с., а максимальный крутящий момент – 300 Нм. Для рынков со строгими требованиями к уровню выхлопа компания Lotus выпускала модификацию «HCi», двигатель которой оснащался топливным инжектором KE-Jetronic от компании Bosh. Стоит отметить, что это был первый Esprit с инжекторным двигателем.
Колин Чэпмэн - отец Lotus Esprit
Э́нтони Ко́лин Брюс Че́пмен (англ. Anthony Colin Bruce Chapman, 1928—1982) — британский автоконструктор, основавший в 1952 году компанию «Lotus Cars», с 1958 года выставлявшую собственную команду «Лотус» в Формуле-1. Ввёл множество новаторских решений в конструкцию гоночных автомобилей.
Чепмен был талантливейшим конструктором и неплохим бизнесменом, но никогда не увлекался зарабатыванием денег. Его фирма строила прекрасные автомобили, однако часто нуждалась в средствах. Главной страстью Чепмена были автомобильные гонки.
Компанией Kollinger выпускались открытые версии Lotus Esprit S2. Эти автомобили являются очень редкими.
в 43-м
Nigel Mansell - black JPS Esprit turbo
3. Generation
Esprit Turbo HC 1987 R4 Turbo 2174 cm³ 160 kW/218 PS 298 Nm 235 km/h 1280 kg
Esprit Turbo 1987–1990 R4 Turbo 2174 cm³ 158 kW/215 PS 300 Nm 250 km/h
Esprit 1987–1990 R4 2174 cm³ 126 kW/171 PS 216 Nm 222 km/h
Esprit SE 1989–1991 R4 Turbo 2174 cm³ 197 kW/268 PS 354 Nm 256 km/h 5,0 s 1329 kg
Esprit S 1991 R4 Turbo 2174 cm³ 168 kW/228 PS 295 Nm 255 km/h
Esprit SE HW 1992–1993 R4 Turbo 2174 cm³ 194 kW/264 PS 354 Nm 265 km/h
В 1988 году была выпущена новая версия Lotus Esprit, разработкой которой занимался английский дизайнер Питер Стивенс (Peter Stevens) (к тому времени под его руководством были уже созданы такие известные спорткары, как Jaguar XJR-15 и McLaren F1). На сей раз, задние фары были заимствованы от Toyota Corolla Coupe. Джиорджетто Джиуджаро понравился рестайлинг «Esprit», однако он утверждал, что он все равно слишком похож на его первоначальный проект. Что касается технического оснащения версии от Стивенса, то оно было практически полностью идентично тому, что использовалось в прежних версиях, а также были доступны как турбированные так и атмосферные двигатели. Однако были и некоторые отличия: более надежные коробка передач в блоке с трансмиссией производства Renault и новая система электронного впрыска топлива Delco GMP4 EFI. Внешние изменения сопровождались и обновлением интерьера. Версия Esprit Stevens была также известна, как «X180». Модель Stevens Esprit в 1988 году лишь дважды была замечена в телесериале под названием «Разбойник» («The Highwayman») (столь недолгому участию в сериале послужило и то, что его показ был прекращен после съемки 10-ой серии).
в 43-м
Lotus Esprit SE (1-43, ручная работа, собранный кит)
Серебристый SE стал завязкой романтической истории героев Ричарда Гира и Джулии Робертс в фильме «Красотка». На SE стояла самая мощная из «четвёрок» — 264-сильная, разгонявшая купе до 100 км/ч за пять секунд и до 265 км/ч в пределе. Машина выпускалась с 1989 по 1993 год.
Следующим улучшением модели Esprit было то, что помимо водного охлаждения она стала оснащаться охладителем нагнетаемого воздуха. Эта модификация получила маркировку «SE». Мощность «Esprit SE» возросла до 264 л.с., а в комплектации с атмосферным с турбированным двигателем до 280 л.с.. С нуля до 100 км/ч такая версия разгонялась за 4.7 секунды, а её максимальная скорость составляла 260 км/ч. Двигатель Lotus 910 с охладителем нагнетаемого воздуха получил маркировку «S». Также модификации были отмечены и в обвесе спорткара. Модель Lotus Esprit все же ещё немного отставала от конкурирующих с ней спорткаров таких марок, как Porsche и Ferrari.
Автомобиль Lotus Esprit был популярен и довольно успешно выступал на американских соревнованиях спорткаров «IMSA Bridgestone Supercar Championship», в результате чего компания Lotus решила выпустить очередную версию на базе модификации «SE» под названием X180R, с мощностью увеличенной до 300 л.с. и гоночным оснащением салона. Модификация известная под названием Sport 300 являлась по сути той же X160R предназначавшейся для европейского рынка. Модель Esprit Sport 300 была признана самым быстрым 4-цилиндровым аVтомобилем линейки Esprit и наиболее ожидаемым.
4. Generation
Esprit S4 1993–1996 R4 Turbo 2174 cm³ 197 kW/268 PS 354 Nm 265 km/h 5,0 s 1340 kg
Esprit 300 Sport 1993 R4 Turbo 2174 cm³ 225 kW/306 PS 393 Nm 261 km/h 4,8 s 1305 kg
Esprit S4s 1995–1996 R4 Turbo 2174 cm³ 212 kW/288 PS 393 Nm 270 km/h 4,9 s 1305 kg
Esprit GT3 1996–1999 R4 Turbo 1973 cm³ 179 kW/243 PS 294 Nm 263 km/h 4,8 s 1380 kg
Esprit V8 1996–1998 V8 BiTurbo 3506 cm³ 260 kW/354 PS 400 Nm 274 km/h 4,7 s
Esprit V8 GT 1998–2001 V8 BiTurbo 3506 cm³ 260 kW/354 PS 400 Nm 274 km/h 4,7 s
Esprit V8 SE 1998–2001 V8 BiTurbo 3506 cm³ 260 kW/354 PS 400 Nm 282 km/h 4,7 s
Esprit 350 Sport 1999 V8 BiTurbo 3506 cm³ 260 kW/354 PS 400 Nm 282 km/h 4,6 s
Esprit 2002–2003 V8 BiTurbo 3506 cm³ 260 kW/354 PS 400 Nm 282 km/h 5,0 s
В 1993 году обновленная внешность и интерьер спорткара Lotus Esprit ознаменовала выход уже четвертого поколения этой модели – «S4» (Series 4). Заметим, что это была первая версия «Esprit», которая была оснащена усилителем руля. В 1995 году эта серия дополнилась модификацией «S4s», мощность которой составляла 300 л.с. при этом она обладала комфортным салоном, как у «S4». Этот аVтомобиль должен был стать завершением производства модели Esprit, однако в итоге было принято решение оснастить спорткар новым компактным двигателем V8.
В 1996 году была представлена уже новая версия под названием Esprit V8, которая оснащалась двигателем «Lotus 918» объемом 3.5 литра со сдвоенной турбиной. Здесь использовалась все та же коробка передач в блоке с трансмиссией от компании Renault. Над доработкой коробки передач работал инженер Дерек Белл (Derek Bell), для того чтобы она могла выдерживать мощность двигателя равную 355 л.с. (стандартная трансмиссия Renault быстро выходила из строя). Разгон с места до 100 км/ч у модели «Esprit V8» занимал менее 5 секунд.
в 43-м
Lotus Esprit V8 (1996) – AUTOart
Наряду с «Esprit V8» была представлена и версия «GT3», которая оснащалась двухлитровым турбированным двигателем с охладителем нагнетаемого воздуха, который ранее часто встречался в итальянских спорткарах.
В 1998 году модификация V8 была разделена на две версии: «SE» и «GT». Обе комплектации имели измененную отделку салона, среди которых версия «SE» обладала более роскошным интерьером.
Окончательная модификация модели Lotus Esprit была представлена в 1999 году и носила название Sport 350. Всего было собрано 50 экземпляров автомобиля такой комплектации. Каждый из них выдавал мощность равную 350 л.с. (в соответствии с названием) и был построен на различных шасси, а также с различными усовершенствованиями тормозной системы. Разгон до 100 км/ч у этой версии занимал менее 5 секунд, а масса не превышала 1300 кг, благодаря кузову выполненному из фибергласса.
Автомобиль Lotus Esprit V8 неоднократно принимал участие в гонках Le Mann
в 43-м:
модель ручной работы, автор не указан.
Производство спорткара Lotus Esprit продолжалось до 2004 года. За это время автомобиль изменялся лишь незначительно, из изменений, пожалуй, стоит отметить появление четырех круглых задних фар в 2002 году. За 28 лет производства было собрано 10 675 автомобилей Lotus Esprit.
в 43-м:
ДэА Суперкары
На службе в полиции:
в 43-м:
По данным различных источников известно, что в ходе производства модели Lotus Esprit, как во многих случаях с подобного рода автомобилями, инженерами компании использовались различные части технического оснащения от автомобилей других марок. Так, например, в спорткарах Esprit, выпускавшихся до 1993 года, было множество элементов производства компании Leyland, а у тех что выпускались после 1993 года, различные технические составляющие заимствовались у компании General Motors (Vauxhall, Opel).
и еще:
Компанией Cam-Shaft Premium Wrapping, небольшим производителем автомобилей, ко дню 18-й годовщины гибели выдающегося гонщика Аэртона Сенны была подготовлена специальная версия автомобиля Lotus Esprit V8. Автомобиль получил новую турбину и интеркуллер, что позволило поднять мощность двигателя с 354 до 492 л.с.. Разгон до сотни уменьшился с 4,9с на 0,62с и составляет 4.3с с 0 до 100 км/ч. Максимальная скорость возросла с 282 до 305 км/ч. Установлена новая 6-ти ступенчатая коробка передач и увеличенные до 330 мм тормозные диски. На кузове автомобиля красуется автограф легендарного гонщика, а также нанесен номер автомобиля Ф-1, на котором А.Сенна попал в трагическую аварию в 1994 году.
В настоящее время компанией Lotus ведется разработка модели Esprit нового поколения, как свидетельствуют многочисленные шпионские фото и материалы в различных автомобильных изданиях. Предполагалось, что она будет представлена уже в 2008 году, но по последним данным согласно планам компании предполагается, что фактической датой выпуска будет декабрь 2009 года. Новый дизайн направлен на то, чтобы конкурировать с такими спорткарарми, как Ferrari F430 и Lamborghini Gallardo, а также остальными автомобилями этого класса в ценовой категории до 130 000 долларов США.
в 43-м:
производитель не установлен, скорее всего ручная работа.
Комментарии
Отправить комментарий