Пожарная автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д

 


Автолестница АЛ-30(131)506Д

В современных условиях борьбы с огненной стихией незаменимым инструментом в арсенале пожарных является автолестница. Раздвижная система трапа обеспечивает подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов, а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Опытный образец автолестницы на базе автомобиля ЗИЛ-131 был представлен в 1968 году. Государственные испытания завершили в 1968-м, а первые 26 серийных АЛ-30 (131) Л21 увидели свет в 1970-м - с тех пор их сделали тысячи. Серийное производство велось с 1970 по 1983 годы.


По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21 однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель - четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя - пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия - механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста - шарикового типа.
Подвеска колёс передней оси - зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей - рессорно-балансирная.
Рулевой механизм - винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система - с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система - с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.
Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа. 
При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.

Время маневров лестницы, с, при:
подъеме от 0° до 75°30±3
выдвигании на полную длину при угле подъема лестницы 75°30±3
повороте колен на 90° вправо, влево15±3
одновременном подъеме на 75° и полном выдвигании колен и повороте на 90°55
Время установки на выносные опоры, с45


В 1983-м машину модернизировали, она получила индекс АЛ-30 (131) 506 - при этом немного увеличилась высота подъёма, каждому из колен автолестницы добавили 30 см.
Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.



Модель АЛ-30(131)ПМ-506В отличается от АЛ-30(131)Л21 немного увеличенной высотой подъёма - каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506Д отличается от АЛ-30(131)ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

С внесением технических изменений, изменились и тактические характеристики
Время маневров лестницы, с, при:
подъеме от 0° до 75°25±5
опускании от 75° до 0°25±5
выдвигании на полную длину при угле подъема лестницы 75°20±5
повороте колен на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75°45±15
Время установки на выносные опоры, с50


Модель такой машины в масштабе 1;43 сделали костромские товарищи из SSM в нескольких вариантах окраса - именных из них два: "Севастополь" с аляповатыми белыми боковинами колёс и более скромный внешне "Выборг".


Практически одновременно под торговой маркой AVD (АВД - автомобиль в деталях) компания SSM выпустила набор для самостоятельной сборки. 















Такой набор был мною приобретен к новому 2019 году. После чего долго строился, чему способствовали некоторые трудности. В результате неудачной покраски, была испорчена платформа надстройки и ее пришлось делать заново из листового пластика.  




Прототипом для будущей модели послужил автомобиль, состоящий на службе в Одесской Пожарной Части номер 3, где мне и моему сыну посчастливилось побывать на экскурсии. 
















На следующих фото виден процесс разворачивания лестницы.









Однако, я решил продолжить комплектование техникой пожарной части Номер 2, а также добавить модели некоторой аляповатости, потому была выбрана немного другая схема окраски - на колеса добавлены белые полосы, а декали сделаны с номером "2".

В соответствии с заводской окраской и окраской прототипа, салон покрашен в цвет хаки.






Для большей детализации противоскользящей поверхности площадки был использован комплект фототравления соответствующей текстуры. Поручни сделаны из стальной проволоки, замки на заднем люке платформы - фототравление. Так как в наборе были предоставлены задние световые приборы старого образца (круглый двухсекторный фонарь красного цвета) я заменил их на прямоугольные многосекторные. 


Некоторые подвижные элементы лестницы пришлось дорабатывать, так как в собранном состоянии они цеплялись друг за друга и раздвигаться лестница ни коим образом не желала. Другие элементы напротив - не фиксировались в одном положении. Так пришлось в корпусе боковых опор на верхнюю стенку изнутри приклеить бархатистую бумагу в два слоя. Гидроопоры лестницы пока зафиксировать не удалось. 













Ну и фотосессия на свежем воздухе:










































Комментарии