Автолестница АЛ-30(131)506Д
В современных условиях борьбы с огненной стихией незаменимым инструментом в арсенале пожарных является автолестница. Раздвижная система трапа обеспечивает подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов, а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.
Опытный образец автолестницы на базе автомобиля ЗИЛ-131 был представлен в 1968 году. Государственные испытания завершили в 1968-м, а первые 26 серийных АЛ-30 (131) Л21 увидели свет в 1970-м - с тех пор их сделали тысячи. Серийное производство велось с 1970 по 1983 годы.
По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21 однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель - четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя - пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия - механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста - шарикового типа.
Подвеска колёс передней оси - зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей - рессорно-балансирная.
Рулевой механизм - винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система - с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система - с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.
Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа.
При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.
Время маневров лестницы, с, при: |
подъеме от 0° до 75° | 30±3 |
выдвигании на полную длину при угле подъема лестницы 75° | 30±3 |
повороте колен на 90° вправо, влево | 15±3 |
одновременном подъеме на 75° и полном выдвигании колен и повороте на 90° | 55 |
Время установки на выносные опоры, с | 45 |
В 1983-м машину модернизировали, она получила индекс АЛ-30 (131) 506 - при этом немного увеличилась высота подъёма, каждому из колен автолестницы добавили 30 см.
Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.
Модель АЛ-30(131)ПМ-506В отличается от АЛ-30(131)Л21 немного увеличенной высотой подъёма - каждому из колен автолестницы добавили 30 см.
Модель АЛ-30(131)ПМ-506Д отличается от АЛ-30(131)ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.
С внесением технических изменений, изменились и тактические характеристики
Время маневров лестницы, с, при: |
подъеме от 0° до 75° | 25±5 |
опускании от 75° до 0° | 25±5 |
выдвигании на полную длину при угле подъема лестницы 75° | 20±5 |
повороте колен на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° | 45±15 |
Время установки на выносные опоры, с | 50
|
Модель такой машины в масштабе 1;43 сделали костромские товарищи из SSM в нескольких вариантах окраса - именных из них два: "Севастополь" с аляповатыми белыми боковинами колёс и более скромный внешне "Выборг".
Практически одновременно под торговой маркой AVD (АВД - автомобиль в деталях) компания SSM выпустила набор для самостоятельной сборки.
Такой набор был мною приобретен к новому 2019 году. После чего долго строился, чему способствовали некоторые трудности. В результате неудачной покраски, была испорчена платформа надстройки и ее пришлось делать заново из листового пластика.
Прототипом для будущей модели послужил автомобиль, состоящий на службе в Одесской Пожарной Части номер 3, где мне и моему сыну посчастливилось побывать на экскурсии.
На следующих фото виден процесс разворачивания лестницы.
Однако, я решил продолжить комплектование техникой пожарной части Номер 2, а также добавить модели некоторой аляповатости, потому была выбрана немного другая схема окраски - на колеса добавлены белые полосы, а декали сделаны с номером "2".
В соответствии с заводской окраской и окраской прототипа, салон покрашен в цвет хаки.
Для большей детализации противоскользящей поверхности площадки был использован комплект фототравления соответствующей текстуры. Поручни сделаны из стальной проволоки, замки на заднем люке платформы - фототравление. Так как в наборе были предоставлены задние световые приборы старого образца (круглый двухсекторный фонарь красного цвета) я заменил их на прямоугольные многосекторные.
Некоторые подвижные элементы лестницы пришлось дорабатывать, так как в собранном состоянии они цеплялись друг за друга и раздвигаться лестница ни коим образом не желала. Другие элементы напротив - не фиксировались в одном положении. Так пришлось в корпусе боковых опор на верхнюю стенку изнутри приклеить бархатистую бумагу в два слоя. Гидроопоры лестницы пока зафиксировать не удалось.
Ну и фотосессия на свежем воздухе:
Комментарии
Отправить комментарий